Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку его к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность, которая в свою очередь подготавливает возникновение игры. Игра очень рано начинает формироваться у детей раннего возраста. Она проходит целый ряд этапов своего развития, прежде чем станет в свою очередь ведущей деятельностью в дошкольный период детства. На первом году жизни ребенка следует различать предметные действия, которые малыш совершает в моменты ухода за ним, от предметных действий, составляющих содержание его ознакомительной игры с игрушками. Эта игра, как и другие формы контакта ребенка с окружающим, обеспечивающие накопление его жизненного опыта, развивается не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности взрослого.
Первые игры с погремушкой
В результате регулярных игр-занятий ребенок на протяжении первого года жизни может усвоить практически следующее программное содержание предметных действий с игрушками.
В период от первых дней после рождения до трех месяцев младенец начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, следить за игрушкой глазами при перемещении ее в поле зрения ребенка. В этот же отрезок времени ребенок начинает поворачивать голову, прослеживая слухом перемещение источника звука. К 3 мес., если ему систематически вкладывать игрушки в руки, он начинает удерживать предметы.
Приблизительно с 3-4 мес. ребенок в состоянии удерживать в руках игрушку, приближать ее ко рту и захватывать ртом. При этом малыш постепенно начинает манипулировать игрушкой, реализуя по отношению к ней особые способы обследования, которые постепенно переходят в ориентировочные действия.
Так, от зрительной ориентировки на яркую игрушку через обследование ее в процессе манипулирования ребенок переходит к практической ручной, а также осязательной с помощью губ, языка ориентировке в предметных свойствах игрушки. Способы действия малыша с игрушкой начинают соответствовать ее свойствам.
Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей от первых дней жизни до 3-4 месяцев
Наблюдение за большой яркой игрушкой
Цель занятия: вызвать у ребенка фиксацию игрушки взглядом.
Над малышом, лежащим в кроватке, укрепляют на фоне светлого потолка большую яркую игрушку, которую он может рассматривать, останавливая на ней свой взгляд. Взрослый ласково говорит с ребенком об этой игрушке («Ах, какие шарики!»). Ребенок замирает, сосредоточивается на предмете. У более старших детей эта реакция может переходить в «комплекс оживления».
Слежение за движущейся игрушкой
Цель занятия: побудить ребенка следить глазами за перемещением игрушки.
Для этого занятия нужны игрушки, сомасштабные по величине размерам человеческого лица, а также помельче (но не совсем мелкие).
Взрослый должен сначала эмоционально подготовить малыша, ласково поговорив с ним, ласково похлопав легонько по ручке, спинке. Вызвав у ребенка хорошее настроение, ему показывают игрушку.
Заметив, что малыш смотрит на предмет, который следует держать над ним на расстоянии 50-60 см (иногда можно поднимать и выше), взрослый начинает медленно перемещать его, побуждая ребенка следить за игрушкой глазами до ее исчезновения из поля зрения.
Упражнение следует повторить несколько раз. На первых занятиях ребенок находится в горизонтальном положении (лежа на спине), на последующих - в вертикальном (на руках у воспитателя).
Поиск звучащей игрушки
Цель занятия: научить ребенка прислушиваться к различным звукам, отыскивать источник звука.
Ребенку показывают звучащую игрушку, затем прячут, продолжая вызывать ее звучание. Взрослый оживленно спрашивает: «Где погремушка? (Куда улетела птичка? и т. п.)». Хотя ребенок и не понимает слов взрослого, но в этой игровой ситуации начинает прислушиваться к звучанию исчезнувшей погремушки, ищет ее глазами.
«Подержи игрушку!»
Цель игры: вызывать у ребенка ощущение различных свойств поверхности игрушек.
Взрослый вкладывает ребенку в руки небольшие объемные предметы продолговатой формы, выполненные из яркой ткани разной фактуры:
атласной, махровой, шерстяной и пр. Помимо тканевых, можно использовать пластмассовые, деревянные округлые предметы.
Вложив игрушку в руки ребенка, взрослый говорит с ним, эмоционально активизирует, его, отбирает вкладыши и дает их вновь.
Нужно следить, чтобы тканевые вкладыши были чистыми. Их нельзя давать ребенку вновь после падения на пол или на землю - сначала нужно постирать.
Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 3-4 месяцев до 6-7 месяцев
Рассматривание красочных игрушек
Цель занятия: способствовать формированию у ребенка ориентировочных реакций на игрушки, различающиеся своим внешним видом.
Взрослый показывает ребенку различные игрушки: на первом занятии одну, на повторных две, затем не более трех сразу. Игрушки могут быть резиновыми, пластмассовыми, латексными, тканевыми или деревянными. Типа погремушек, колец, с шаром, разнообразных крупных подвесок, фигурок различных животных и др.
Демонстрируя предмет, мама выполняет с ним те же действия, что на описанных выше занятиях: добивается, чтобы ребенок увидел игрушку; поводит ею над малышом или около него; касается ею ребенка, заигрывая с ним; прячет предмет и побуждает младенца, ориентируясь на его звучание, отыскивать спрятанное.
В конце занятия можно вложить ту или иную игрушку в руки ребенка.
Возьми игрушку
Цель игры-занятия: побуждать ребенка брать игрушку и удерживать ее.
Сначала взрослый дает ребенку игрушки из рук в руки и помогает удерживать. Если это не вызывает у малыша затруднений, можно усложнить игру: подвешивать игрушки над грудью ребенка на специально устроенном кронштейне.
Игрушки должны быть удобными для захвата, удерживания и манипулирования ими (кольца, вкладыши цилиндрической формы, шарики с выпуклостями, с дырочками и т. п.).
Возьми игрушку с другой стороны.
Цель занятия: побуждать ребенка брать игрушку из разных положений.
На этом занятии воспитатель использует два взаимодополняющих приема: неоднократно дает ребенку игрушку, протягивая ее то прямо, то сверху, то сбоку, то снизу; дает малышу возможность взять предмет из разных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя на руках у другого взрослого, сидя на руках у мамы. При этом взрослый эмоционально общается с ребенком, сопровождая свои действия речью.
Возьми две игрушки
Цель занятия: побуждать ребенка брать в каждую руку по игрушке, одновременно удерживая их.
Данное занятие, как и все предыдущие, требует неоднократного повторения. На первых занятиях взрослый вкладывает ребенку в каждую руку по игрушке. Они должны быть удобными для удерживания. Лучше всего использовать нетолстые кольца, тканевые вкладыши, погремушки с ручкой, выполненной из плотного, негибкого материала.
Следует заметить, что погремушки на гибкой петле вообще неудобны ребенку и применять их нецелесообразно. Игрушки, которые малыш зажал в обоих кулачках, взрослый может шутливо отнимать у него и давать вновь. Этим приемом обеспечивается отработка навыков захватывания и удерживания предметов. Игру можно усложнить, подвесив игрушки на кронштейне. Если две игрушки закрепить на тесьме так, что при взятии одной из них другая будет ускользать, то малыш сначала под воздействием взрослого, а потом и самостоятельно будет пытаться взять оба предмета одновременно в обе руки. Вначале можно подвешивать два кольца, различающихся по цвету, или два шарика, удобных для захвата, в дальнейшем это могут быть и две разные игрушки: шарик и кольцо, фигурка и кольцо (шарик) и т. п.
Дотянись до игрушки, возьми ее
Цель занятия: привлекать внимание ребенка к игрушке, вызывать у него стремление дотянуться до нее и взять из положения «лежа на животе».
Для этого занятия нужны игрушки, особенно привлекательные своим внешним видом, хорошо заметные на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок, удобные для захвата рукой. Например, мягкие латексные шарики, обшитые махровой яркой тканью; крупные погремушки; надувные игрушки; блестящие цилиндры, различные толстые кольца.
Взрослый активно побуждает ребенка достать игрушку. Если малыш тянется с видимым усилием, ему можно помочь, пододвинув предмет или даже дав его в руки.
На повторном занятии следует добиваться, чтобы у ребенка возникало стремление к игрушке и его попытки достать ее были все более самостоятельными и успешными.
Возьми игрушку сам
Цель занятия: побуждать ребенка самостоятельно подползти к игрушке и, взяв ее в руки, действовать с нею.
Занятие проводится по тому же принципу, что и предыдущее, но взрослый не приближает к ребенку предмет, а время от времени легонько отодвигает его, стимулируя таким образом активное передвижение малыша по направлению к игрушке.
Взяв игрушку, малыш нередко отталкивает ее и вновь ползет к ней. Взрослый, используя положительный эмоциональный настрой ребенка, не только добивается двигательной активности (ползания), но и побуждает малыша действовать активно с игрушкой, перемещать ее, ориентироваться на ее местонахождение.
Игры-занятия для детей в возрасте от 6-7 до 9-10 месяцев
Делай как я
Цель игры: научить ребенка сначала на основе подражания действиям взрослого, а затем по его словесной просьбе самостоятельно производить действия с игрушками.
Воспитатель убирает все игрушки, кроме двух одинаковых по назначению (погремушек, мячей и др.). Одну из них он дает ребенку, а другую оставляет в своей руке. Затем воспитатель демонстрирует малышу различные действия с предметом: трясет погремушку, катает мяч, сжимает в руке птичку-пищалку и т. п., ласково, но настойчиво побуждая ребенка следовать его примеру.
Более сложный вариант этого занятия: взрослый показывает действия с игрушкой, затем передает ее ребенку для воспроизведения образца: «Я покатала шарик, а теперь ты покатай... Я позвенела колокольчиком, теперь Саша позвенит».
В дальнейшем это же занятие проводится с ребенком таким образом: воспитатель словом побуждает ребенка к определенному действию с игрушкой: «Саша, потряси погремушку! Брось мячик!» и т. п.
Что мы спрятали в коробку?
Цель занятия: научить ребенка класть и вынимать из коробки игрушки, открывать ее.
Для занятия нужно подготовить несколько красивых, хорошо отрывающихся и закрывающихся коробок двух размеров: одни - побольше, другие - поменьше. Они могут быть изготовлены из любого материала, исключая металл.
Сначала мама показывает ребенку коробку без крышки, дает подержать ее. Затем, оживленно общаясь с малышом, кладет в коробку игрушку и предлагает ребенку достать ее. Далее ребенок сам опускает одну или несколько игрушек в коробку.
На последующих занятиях игрушки, помещенные в большую коробку, воспитатель прячет от ребенка, закрывая ее крышкой. «Крышку закрыли - шарик спрятался». «Крышку открыли - шарик нашелся».
На последующих занятиях мама побуждает малыша самостоятельно класть игрушки, шарики в большую и в маленькую коробки, закрывать и открывать коробки
Самостоятельные игры детей с игрушками
Цель игр: побуждать ребенка знакомиться с разнообразными свойствами игрушек в процессе активных действий с ними.
Воспитатель предоставляет детям игрушки, с которыми можно производить разнообразные действия: вкладывать, встряхивать, сжимать, катать, перемещать детали и пр.
Отдавая в распоряжение ребенка разнообразные по своим свойствам игрушки, взрослый должен помнить, что познание каждого свойства требует от него сосредоточенности на определенном объекте. Недопустимо предоставлять малышу одновременно несколько разных по программному содержанию игрушек. Это только возбуждает ребенка, делает невосприимчивым к их дидактическим свойствам. Исключение составляют те игрушки, свойства которых лучше обнаруживаются в сравнении.
Например, для сжимания лучше дать тугие и более мягкие шарики или мячики. Для встряхивания игрушки и получения таким путем звукового эффекта ребенку можно давать деревянную погремушку с мягким перестуком наполнителя и пластмассовую, издающую более резкое звучание.
Игрушки для бросания нужно подбирать с такими свойствами, которые привлекали бы ребенка своей новизной и контрастностью. Так, если, стоя в кроватке или в манеже, малыш бросит на пол пластмассовый шарик, он издаст звонкий звук и, подпрыгивая, покатится; если бросит большой по размеру мяч, он только покатится, если надувную игрушку - она остановится, раза два подпрыгнув; погремушка упадет, издавая грохот, и пр.
Игры и занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года
Открой сам
Цель занятия: научить детей открывать различные разъемные игрушки.
Для этих занятий целесообразны расписные деревянные бочоночки («бочата»), полые разъемные шары, яйца, матрешки.
Взрослый показывает ребенку способы действия с игрушками, а затем предоставляет ему возможность действовать самостоятельно.
Занятия необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Очень важно, чтобы воспитатель использовал похвалу, поощрение.
Прокатывание колесных игрушек.
Цель игр: научить ребенка действовать с игрушкой в соответствии с ее свойствами.
Для этих игр используются автомобильчики, тележки. Взрослый может не только показать ребенку, как прокатывать игрушку, но и предложить поместить в кузов грузовичка или тележки кубики, посадить птичку, медвежонка или др. В такой игре ребенок будет не только отображать свойства игрушки, но и знакомиться с ее назначением.
Одна игрушка становится для него практическим средством результативных действий с другой игрушкой. Следует подчеркнуть, что данные игры требуют от взрослого постоянного участия в них.
Игра с пирамидкой
Цель игры-занятия: научить ребенка результативным действиям.
Ребенку показывают пирамидку в собранном виде. Затем на его глазах снимают и вновь надевают все кольца. Воспитатель сопровождает свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли - нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку - будем кольца на стержень надевать!» Далее он снова разбирает и собирает пирамидку. Наконец предлагает ребенку самому проделать все необходимые действия.
Кубик на кубик.
Цель игры-занятия: научить ребенка ставить кубик на кубик, получая при этом самостоятельный результат своих действий.
Для занятия лучше использовать деревянные кубики небольшого размера (по руке ребенка). Эти кубики могут быть из дерева, латексной резины или пластмассы (следует подчеркнуть, что пластмассовые кубики легки и неустойчивы, поэтому предпочтительнее деревянные, особенно на первых занятиях). Хорошо использовать кубики не только одинаковые по цвету, но и разноцветные, с орнаментом.
Занятия можно разнообразить, предложив ребенку ставить друг на друга любые устойчивые, подходящие для этого игрушки.
Игры с сюжетными игрушками
Цель игр: научить ребенка игровым способам отображения с помощью игрушек знакомых ему бытовых действий.
Для этих игр воспитатель готовит заранее связанные по смыслу игрушки (коляска и кукла, собачка и миска, чашка и кукла, кроватка и кукла и т. п.).
Сопровождая свои действия словесными пояснениями, воспитатель показывает ребенку, как катают куклу в коляске, как ест из миски собачка, пьет из чашки молоко кукла, как укладывают куклу в кроватку.
Эти игровые действия он совершает в тесном контакте с малышом, фактически вместе с ним. Совместное с взрослым участие ребенка в этой простейшей сюжетно-отобразительной игре служит дидактической основой для перехода к самостоятельной игре.
Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни
Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным. Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение. После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех. С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их. Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути. Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предмет.
Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову. В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием. Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.
Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира. Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д. Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.
Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней) Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше) Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.
Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца) Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель. Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше) Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения(100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80- 2-3 раза в день.
Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!" В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу.
Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?" Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п. Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться. Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму." Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша"). Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.). Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины. В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д. Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.
Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно.А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша"). Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.). Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д. Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.
Упражнения для развития психомоторики
Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут. С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.
Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
Приведем некоторые примеры.
меты, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала " Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).
Идет коза рогатая". Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп: "Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю". "Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
"Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте: Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку. Кашку поели, Бражку попили - Шу-у-у... Полетели! На головку сели. При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.
Игра "Сорока-белобока" хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.