Консультации и рекомендации учителя-дефектолога

Потешки в помощь маме

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения.
развернуть

Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.

На помощь приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки. Дети любят потешки! И это не просто слова. Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой  материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка –сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать  ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими  движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет  результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при  отсутствии признаков утомления.

Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствии чего, ребёнок даёт нам это понять  доступным ему способом  – плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста –внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками –это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:

«Стуки-стуки, глянь в ворота

–Верно в гости едет кто- то!

Едет целая семья:

Впереди идёт свинья,

А за нею утка мчится!

Сзади волк идёт с волчицей!

Кот и пёсик удивились

–Даже помирились!»

За окошком вечер,

А на небе месяц...

В стойле спит лошадка,

Белочка - в дупле,

Собачка - в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым."

У лисы боли,

У волка боли,

У моего сыночка (дочки)

Боль на берёзку

В лес улети"

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший!

Сашенька пригожий!»

 

свернуть

Шпаргалка для мам «Занятия с ребенком первого года жизни»

Первый год - ответственный период в жизни ребенка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами.
развернуть

Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку его к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность, которая в свою очередь подготавливает возникновение игры. Игра очень рано начинает формироваться у детей раннего возраста. Она проходит целый ряд этапов своего развития, прежде чем станет в свою очередь ведущей деятельностью в дошкольный период детства. На первом году жизни ребенка следует различать предметные действия, которые малыш совершает в моменты ухода за ним, от предметных действий, составляющих содержание его ознакомительной игры с игрушками. Эта игра, как и другие формы контакта ребенка с окружающим, обеспечивающие накопление его жизненного опыта, развивается не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности взрослого.

Первые игры с погремушкой

В результате регулярных игр-занятий ребенок на протяжении первого года жизни может усвоить практически следующее программное содержание предметных действий с игрушками.

В период от первых дней после рождения до трех месяцев младенец начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, следить за игрушкой глазами при перемещении ее в поле зрения ребенка. В этот же отрезок времени ребенок начинает поворачивать голову, прослеживая слухом перемещение источника звука. К 3 мес., если ему систематически вкладывать игрушки в руки, он начинает удерживать предметы.

Приблизительно с 3-4 мес. ребенок в состоянии удерживать в руках игрушку, приближать ее ко рту и захватывать ртом. При этом малыш постепенно начинает манипулировать игрушкой, реализуя по отношению к ней особые способы обследования, которые постепенно переходят в ориентировочные действия.

Так, от зрительной ориентировки на яркую игрушку через обследование ее в процессе манипулирования ребенок переходит к практической ручной, а также осязательной с помощью губ, языка ориентировке в предметных свойствах игрушки. Способы действия малыша с игрушкой начинают соответствовать ее свойствам.

Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей от первых дней жизни до 3-4 месяцев

Наблюдение за большой яркой игрушкой

Цель занятия: вызвать у ребенка фиксацию игрушки взглядом.

Над малышом, лежащим в кроватке, укрепляют на фоне светлого потолка большую яркую игрушку, которую он может рассматривать, останавливая на ней свой взгляд. Взрослый ласково говорит с ребенком об этой игрушке («Ах, какие шарики!»). Ребенок замирает, сосредоточивается на предмете. У более старших детей эта реакция может переходить в «комплекс оживления».

Слежение за движущейся игрушкой

Цель занятия: побудить ребенка следить глазами за перемещением игрушки.

Для этого занятия нужны игрушки, сомасштабные по величине размерам человеческого лица, а также помельче (но не совсем мелкие).

Взрослый должен сначала эмоционально подготовить малыша, ласково поговорив с ним, ласково похлопав легонько по ручке, спинке. Вызвав у ребенка хорошее настроение, ему показывают игрушку.

Заметив, что малыш смотрит на предмет, который следует держать над ним на расстоянии 50-60 см (иногда можно поднимать и выше), взрослый начинает медленно перемещать его, побуждая ребенка следить за игрушкой глазами до ее исчезновения из поля зрения.

Упражнение следует повторить несколько раз. На первых занятиях ребенок находится в горизонтальном положении (лежа на спине), на последующих - в вертикальном (на руках у воспитателя).

Поиск звучащей игрушки

Цель занятия: научить ребенка прислушиваться к различным звукам, отыскивать источник звука.

Ребенку показывают звучащую игрушку, затем прячут, продолжая вызывать ее звучание. Взрослый оживленно спрашивает: «Где погремушка? (Куда улетела птичка? и т. п.)». Хотя ребенок и не понимает слов взрослого, но в этой игровой ситуации начинает прислушиваться к звучанию исчезнувшей погремушки, ищет ее глазами.

«Подержи игрушку!»                

Цель игры: вызывать у ребенка ощущение различных свойств поверхности игрушек.

Взрослый вкладывает ребенку в руки небольшие объемные предметы продолговатой формы, выполненные из яркой ткани разной фактуры:

атласной, махровой, шерстяной и пр. Помимо тканевых, можно использовать пластмассовые, деревянные округлые предметы.

Вложив игрушку в руки ребенка, взрослый говорит с ним, эмоционально активизирует, его, отбирает вкладыши и дает их вновь.

Нужно следить, чтобы тканевые вкладыши были чистыми. Их нельзя давать ребенку вновь после падения на пол или на землю - сначала нужно постирать.

Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 3-4 месяцев до 6-7 месяцев

Рассматривание красочных игрушек

Цель занятия: способствовать формированию у ребенка ориентировочных реакций на игрушки, различающиеся своим внешним видом.

Взрослый показывает ребенку различные игрушки: на первом занятии одну, на повторных две, затем не более трех сразу. Игрушки могут быть резиновыми, пластмассовыми, латексными, тканевыми или деревянными. Типа погремушек, колец, с шаром, разнообразных крупных подвесок, фигурок различных животных и др.

Демонстрируя предмет, мама выполняет с ним те же действия, что на описанных выше занятиях: добивается, чтобы ребенок увидел игрушку; поводит ею над малышом или около него; касается ею ребенка, заигрывая с ним; прячет предмет и побуждает младенца, ориентируясь на его звучание, отыскивать спрятанное.

В конце занятия можно вложить ту или иную игрушку в руки ребенка.

Возьми игрушку

Цель игры-занятия: побуждать ребенка брать игрушку и удерживать ее.

Сначала взрослый дает ребенку игрушки из рук в руки и помогает удерживать. Если это не вызывает у малыша затруднений, можно усложнить игру: подвешивать игрушки над грудью ребенка на специально устроенном кронштейне.

Игрушки должны быть удобными для захвата, удерживания и манипулирования ими (кольца, вкладыши цилиндрической формы, шарики с выпуклостями, с дырочками и т. п.).

Возьми игрушку с другой стороны.

Цель занятия: побуждать ребенка брать игрушку из разных положений.

На этом занятии воспитатель использует два взаимодополняющих приема: неоднократно дает ребенку игрушку, протягивая ее то прямо, то сверху, то сбоку, то снизу; дает малышу возможность взять предмет из разных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя на руках у другого взрослого, сидя на руках у мамы. При этом взрослый эмоционально общается с ребенком, сопровождая свои действия речью.

Возьми две игрушки

Цель занятия: побуждать ребенка брать в каждую руку по игрушке, одновременно удерживая их.

Данное занятие, как и все предыдущие, требует неоднократного повторения. На первых занятиях взрослый вкладывает ребенку в каждую руку по игрушке. Они должны быть удобными для удерживания. Лучше всего использовать нетолстые кольца, тканевые вкладыши, погремушки с ручкой, выполненной из плотного, негибкого материала.

Следует заметить, что погремушки на гибкой петле вообще неудобны ребенку и применять их нецелесообразно. Игрушки, которые малыш зажал в обоих кулачках, взрослый может шутливо отнимать у него и давать вновь. Этим приемом обеспечивается отработка навыков захватывания и удерживания предметов. Игру можно усложнить, подвесив игрушки на кронштейне. Если две игрушки закрепить на тесьме так, что при взятии одной из них другая будет ускользать, то малыш сначала под воздействием взрослого, а потом и самостоятельно будет пытаться взять оба предмета одновременно в обе руки. Вначале можно подвешивать два кольца, различающихся по цвету, или два шарика, удобных для захвата, в дальнейшем это могут быть и две разные игрушки: шарик и кольцо, фигурка и кольцо (шарик) и т. п.

Дотянись до игрушки, возьми ее

Цель занятия: привлекать внимание ребенка к игрушке, вызывать у него стремление дотянуться до нее и взять из положения «лежа на животе».

Для этого занятия нужны игрушки, особенно привлекательные своим внешним видом, хорошо заметные на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок, удобные для захвата рукой. Например, мягкие латексные шарики, обшитые махровой яркой тканью; крупные погремушки; надувные игрушки; блестящие цилиндры, различные толстые кольца.

Взрослый активно побуждает ребенка достать игрушку. Если малыш тянется с видимым усилием, ему можно помочь, пододвинув предмет или даже дав его в руки.

На повторном занятии следует добиваться, чтобы у ребенка возникало стремление к игрушке и его попытки достать ее были все более самостоятельными и успешными.

Возьми игрушку сам

Цель занятия: побуждать ребенка самостоятельно подползти к игрушке и, взяв ее в руки, действовать с нею.

Занятие проводится по тому же принципу, что и предыдущее, но взрослый не приближает к ребенку предмет, а время от времени легонько отодвигает его, стимулируя таким образом активное передвижение малыша по направлению к игрушке.

Взяв игрушку, малыш нередко отталкивает ее и вновь ползет к ней. Взрослый, используя положительный эмоциональный настрой ребенка, не только добивается двигательной активности (ползания), но и побуждает малыша действовать активно с игрушкой, перемещать ее, ориентироваться на ее местонахождение.

Игры-занятия для детей в возрасте от 6-7 до 9-10 месяцев

Делай как я

Цель игры: научить ребенка сначала на основе подражания действиям взрослого, а затем по его словесной просьбе самостоятельно производить действия с игрушками.

Воспитатель убирает все игрушки, кроме двух одинаковых по назначению (погремушек, мячей и др.). Одну из них он дает ребенку, а другую оставляет в своей руке. Затем воспитатель демонстрирует малышу различные действия с предметом: трясет погремушку, катает мяч, сжимает в руке птичку-пищалку и т. п., ласково, но настойчиво побуждая ребенка следовать его примеру.

Более сложный вариант этого занятия: взрослый показывает действия с игрушкой, затем передает ее ребенку для воспроизведения образца: «Я покатала шарик, а теперь ты покатай... Я позвенела колокольчиком, теперь Саша позвенит».

В дальнейшем это же занятие проводится с ребенком таким образом: воспитатель словом побуждает ребенка к определенному действию с игрушкой: «Саша, потряси погремушку! Брось мячик!» и т. п.

Что мы спрятали в коробку?

Цель занятия: научить ребенка класть и вынимать из коробки игрушки, открывать ее.

Для занятия нужно подготовить несколько красивых, хорошо отрывающихся и закрывающихся коробок двух размеров: одни - побольше, другие - поменьше. Они могут быть изготовлены из любого материала, исключая металл.

Сначала мама показывает ребенку коробку без крышки, дает подержать ее. Затем, оживленно общаясь с малышом, кладет в коробку игрушку и предлагает ребенку достать ее. Далее ребенок сам опускает одну или несколько игрушек в коробку.

На последующих занятиях игрушки, помещенные в большую коробку, воспитатель прячет от ребенка, закрывая ее крышкой. «Крышку закрыли - шарик спрятался». «Крышку открыли - шарик нашелся».

На последующих занятиях мама побуждает малыша самостоятельно класть игрушки, шарики в большую и в маленькую коробки, закрывать и открывать коробки

Самостоятельные игры детей с игрушками

Цель игр: побуждать ребенка знакомиться с разнообразными свойствами игрушек в процессе активных действий с ними.

Воспитатель предоставляет детям игрушки, с которыми можно производить разнообразные действия: вкладывать, встряхивать, сжимать, катать, перемещать детали и пр.

Отдавая в распоряжение ребенка разнообразные по своим свойствам игрушки, взрослый должен помнить, что познание каждого свойства требует от него сосредоточенности на определенном объекте. Недопустимо предоставлять малышу одновременно несколько разных по программному содержанию игрушек. Это только возбуждает ребенка, делает невосприимчивым к их дидактическим свойствам. Исключение составляют те игрушки, свойства которых лучше обнаруживаются в сравнении.

Например, для сжимания лучше дать тугие и более мягкие шарики или мячики. Для встряхивания игрушки и получения таким путем звукового эффекта ребенку можно давать деревянную погремушку с мягким перестуком наполнителя и пластмассовую, издающую более резкое звучание.

Игрушки для бросания нужно подбирать с такими свойствами, которые привлекали бы ребенка своей новизной и контрастностью. Так, если, стоя в кроватке или в манеже, малыш бросит на пол пластмассовый шарик, он издаст звонкий звук и, подпрыгивая, покатится; если бросит большой по размеру мяч, он только покатится, если надувную игрушку - она остановится, раза два подпрыгнув; погремушка упадет, издавая грохот, и пр.

Игры и занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года

Открой сам

Цель занятия: научить детей открывать различные разъемные игрушки.

Для этих занятий целесообразны расписные деревянные бочоночки («бочата»), полые разъемные шары, яйца, матрешки.

Взрослый показывает ребенку способы действия с игрушками, а затем предоставляет ему возможность действовать самостоятельно.

Занятия необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Очень важно, чтобы воспитатель использовал похвалу, поощрение.

Прокатывание колесных игрушек.

Цель игр: научить ребенка действовать с игрушкой в соответствии с ее свойствами.

Для этих игр используются автомобильчики, тележки. Взрослый может не только показать ребенку, как прокатывать игрушку, но и предложить поместить в кузов грузовичка или тележки кубики, посадить птичку, медвежонка или др. В такой игре ребенок будет не только отображать свойства игрушки, но и знакомиться с ее назначением.

Одна игрушка становится для него практическим средством результативных действий с другой игрушкой. Следует подчеркнуть, что данные игры требуют от взрослого постоянного участия в них.

Игра с пирамидкой

Цель игры-занятия: научить ребенка результативным действиям.

Ребенку показывают пирамидку в собранном виде. Затем на его глазах снимают и вновь надевают все кольца. Воспитатель сопровождает свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли - нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку - будем кольца на стержень надевать!» Далее он снова разбирает и собирает пирамидку. Наконец предлагает ребенку самому проделать все необходимые действия.

Кубик на кубик.

Цель игры-занятия: научить ребенка ставить кубик на кубик, получая при этом самостоятельный результат своих действий.

Для занятия лучше использовать деревянные кубики небольшого размера (по руке ребенка). Эти кубики могут быть из дерева, латексной резины или пластмассы (следует подчеркнуть, что пластмассовые кубики легки и неустойчивы, поэтому предпочтительнее деревянные, особенно на первых занятиях). Хорошо использовать кубики не только одинаковые по цвету, но и разноцветные, с орнаментом.

Занятия можно разнообразить, предложив ребенку ставить друг на друга любые устойчивые, подходящие для этого игрушки.

Игры с сюжетными игрушками

Цель игр: научить ребенка игровым способам отображения с помощью игрушек знакомых ему бытовых действий.

Для этих игр воспитатель готовит заранее связанные по смыслу игрушки (коляска и кукла, собачка и миска, чашка и кукла, кроватка и кукла и т. п.).

Сопровождая свои действия словесными пояснениями, воспитатель показывает ребенку, как катают куклу в коляске, как ест из миски собачка, пьет из чашки молоко кукла, как укладывают куклу в кроватку.

Эти игровые действия он совершает в тесном контакте с малышом, фактически вместе с ним. Совместное с взрослым участие ребенка в этой простейшей сюжетно-отобразительной игре служит дидактической основой для перехода к самостоятельной игре.

Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным. Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение. После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех. С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их. Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути. Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предмет.

Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову. В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием. Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую - под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года  жизни Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка - основное условие развития восприятия окружающего мира. Основная задача сенсомоторного развития - помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д. Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней) Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше) Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца) Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель. Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше) Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения(100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80- 2-3 раза в день.

Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: "Где же шарик? Посмотри, вот он где!" В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу.

Спрашивайте: "Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?" Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: "абу", "агу", "бубу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п. Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться. Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: "А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму." Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша"). Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.). Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины. В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д. Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно.А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. "А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? - Снимите платок: - А-а-а, вот где Анютка!" Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша"). Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.). Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "поцелуй маму", "дай ручку", "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.

В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: "Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д. Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Упражнения для развития психомоторики

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут. С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Приведем некоторые примеры.

меты, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала " Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).

Идет коза рогатая". Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп: "Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю". "Пободайте" ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

"Ладушки-ладушки". Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте: Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку. Кашку поели, Бражку попили - Шу-у-у... Полетели! На головку сели. При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра "Сорока-белобока" хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.

свернуть

Развитие речи –задача нелегкая

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Джанни Родари
развернуть

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.

Речь-это не прирожденный дар. Ребенок перенимает её у взрослых. Порой кажется, что в речевом воспитании главную роль играет детский сад: там ребята учатся связно излагать свои и чужие мысли, но в действительности в речевом развитии главная роль принадлежит семье. Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговора с ним. Больше разговаривайте с детьми. Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи, у него обогащается словарь. Рассматривайте с детьми сюжетные картинки, при этом необходимо побуждать малыша строить предложения. Для этого необходимо задавать вопросы, например, «Что делает девочка? Куда она идет? И т.д.»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. В этом возрасте дети любят занятия с игрушками, особенно, когда взрослые обыгрывают их вместе с ребенком. Такие обыгрывания можно проводить с понравившейся ребенку игрушкой.

Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 Речевые игры дома

 1.Четвёртый лишний

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2.Посчитай

Считаем всё, что можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

пять красных яблок и т.д.

 3.Скажи наоборот

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. Подбери слово

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 5. Большой - маленький

Ребёнку предлагается назвать ласково, н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 6. Отгадай загадку

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка). Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. Назови, какой…

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 8. Подумай и ответь

 Предлагайте детям словесные логические задачи. Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 9. Подбери слово

Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

  1. Расскажи стихотворение

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 Художественное слово - важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Если ребенку систематически рассказывают сказки, рассказы, сказки у него развиваются навыки слушания книги. Читая или рассказывая ребенку, надо следить, чтобы он сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекаясь и не занимаясь ничем посторонним. И совсем неправильно, когда ребенку читают во время еды. Повторяя ребенку уже слышанные им произведения взрослые доставляют ему радость.

Особенно дети любят сказки. Рассказывание сказки можно сопровождать показом игрушек. Прочитав детям сказку, рассмотрите с ними иллюстрации и дети могут по иллюстрациям воспроизвести любой эпизод из сказки.

Старайтесь больше внимания уделять вашему ребенку. Своими разговорами, беседами, наблюдениями, играми с детьми, побуждайте к развитию активной речи детей.

А мы хотим предложить вам игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

 "Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

 "Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

 "Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

 "Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

 «Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

 «Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова».

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

 Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн».

На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

Лепка из теста».

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

 Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

«Ловкий зайчик».

Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).

Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

 Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения его опыта, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

Ваш ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете или рассказываете торопливо, невнимательно, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не еще не знает.

В 3 – 4 года с ребенком уже можно беседовать, вести диалог. Он будет говорить беспрерывно, торопиться. Старайтесь говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы успокоить, «погасить» ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть лишь с некоторыми звуками (например, «р», «л»).

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

 Говорит попугай попугаю:

- Я тебя, попугай, попугаю!

- Попугай ты меня, попугай, -

Говорит попугай попугаю.

 Леня лез по лесенке,

Срывал Леня персики.

С песенками, с персиками

Скатился Леня с лесенки!

 Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

 Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Хороши кармашки

На рубашке Ивашки.

 У Кондрата куртка коротковата.

Моль пальто себе купила,

Чтобы чем питаться было.

 Была у Наталки каталка на палке.

Сломала каталку на палке Наталка.

Чинили-чинили Наталке каталку,

Но так и осталась каталка без палки.

Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, родителям не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим говорить правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком.

Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться в детскую поликлинику к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

Правильно говорить — это одна сторона дела. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, доступных для детского понимания, обращать внимание на тонкое восприятие оттенков их значения, на образное их употребление.

Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку больше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки.

Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

Желаем успехов!

 

свернуть

Советы родителям от учителя-дефектолога

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ  ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ  ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ … Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

свернуть