Консультации и рекомендации учителя-дефектолога

Развитие познавательной активности на учебных и коррекционных занятиях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Успешность ребенка в усвоении школьной программы зависит от состояния развития его познавательной деятельности. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью играет уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Стойкие, необратимые, органические нарушения головного мозга не позволяют таким детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. У детей существенно замедляется формирование речи и мышления, страдает развитие познавательной деятельности в целом. Для развития познавательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями необходима целенаправленная организованная работа учителя-дефектолога, которая будет содействовать расширению познавательных возможностей учащихся.

Основные задачи:

1) развитие мышления через формирование основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, восприятия; 3) формирование речевых и коммуникативных умений; 4) развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;

Проблема развития познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из актуальных проблем специального образования. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, Г.Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». Поэтому учебный процесс в классе интегрированного обучения и воспитания должен протекать в условиях организации активного включения школьника с ОПФР в познавательную деятельность, которая станет для него интересной, приносящей удовлетворение от участия в ней. К.Д.Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”.

Таким образом, возникает необходимость использования при обучении детей с интеллектуальными нарушениями особых методов и приемов работы, которые позволили бы развивать познавательную активность и познавательные процессы, придавать процессу обучения привлекательность и значимость в глазах детей. Познавательная активность детей напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов, так как при их развитии расширяется кругозор, становятся разнообразнее интересы младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Познавательный интерес, как мотив деятельности обучающихся получает свое развитие и формирование, прежде всего, в учении. Формирование интересов идет через организацию познавательной деятельности школьников, а также через само содержание учебного предмета.

Система работы учителя-дефектолога по активизации учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта строится с учетом особенностей формирования их познавательных процессов. Для развития интереса и активизации деятельности учащихся необходимы наглядность, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

Факторами, способствующими формированию познавательного интереса у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на учебных и коррекционных занятиях, я считаю:

 – использование современных информационно-компьютерных технологий; – организацию предметно-практической деятельности; – выполнение творческих работ; – использование игрового дидактического материала.

Информационно-компьютерные технологии естественно вписываются в процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью значительно повышают их познавательную активность. Ознакомление с информационно-компьютерной техникой является одним из способов формирования социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Использование ИКТ позволяет усилить мотивацию учения детей с ОПФР благодаря не только новизне работы с компьютером, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности. Также использование ИКТ дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, позволяют использовать интерактивные способы взаимодействия с родителями учащихся с ОПФР. Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения информационных технологий способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Для оптимизации образовательного процесса применяются на учебных занятиях электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), разработанные Министерством образования Республики Беларусь. Контрольно-диагностический модуль ЭУМК позволяет осуществлять диагностику познавательных возможностей учащихся и контроля уровня их достижений посредством тестовых заданий. Использование интерактивных модулей ЭУМК активизирует познавательную активность детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, поскольку стимулирует зрительное восприятие, внимание и мыслительные процессы.

Также используются электронные интерактивные упражнения по различным предметам и коррекции познавательной деятельности, созданные на платформе LearningApps.org. Созданные мною несколько десятков упражнений («Мои приложения»), я отсортировала по папкам в соответствии с учебными предметами («Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Социально-бытовая ориентировка», «Человек и мир», «Развитие познавательной деятельности»). После регистрации на сайте под личными аккаунтами ученики моего класса получили доступ к выполнению этих упражнений. Интерактивные задания дети выполняют во время уроков и дома с целью закрепления материала. Наличие раздела «Статистика» дает возможность учителю контролировать периодичность и правильность выполнения заданий учениками. Использование данного приложения, как одного из элементов ИКТ, значительно повышает познавательный интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью, способствует лучшему усвоению программного материала, повышает объем, устойчивость и распределение зрительного внимания, памяти, улучшает пространственно-временные представления.

Одной из эффективных информационно-компьютерных технологий, которые можно использовать в образовательном процессе, являются QR-коды.  QR-коды выступают как элемент учебного процесса. Используя планшеты, дети «расшифровывают» разнообразную информацию на уроках социально-бытовой ориентировки. Например, знакомятся с памятками по различным разделам программы обучения: «Уход за зубами», «Уход за обувью и ее хранением», «Правила глаженья одежды», «Правила мытья посуды» и др.  QR-коды я использую на различных этапах урока, они всегда стимулируют познавательную активность учащихся, улучшают навык чтения, зрительно-моторную координацию.  

Одним из способов стимулирования познавательной активности является участие в дистанционных олимпиадах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Уже традиционным стало участие ребят в предметных олимпиадах для детей с интеллектуальной недостаточностью, организованной проектом «Мир олимпиад (сайт mir-olimpiad.ru).  За несколько лет мы неоднократно успешно поучаствовали во Всероссийской дистанционной олимпиаде по социально-бытовой ориентировке, чтению и развитию речи, русскому языку и математике. За результативное участие в дистанционных олимпиадах ученики были награждены дипломами и свидетельствами, что, несомненно повысило их мотивацию и познавательный интерес к обучению. Эти результаты стали значимыми для школьников. Дети с интеллектуальными нарушениями при работе над олимпиадными заданиями развивали навыки самоконтроля, самостоятельности, актуализировали свои учебные знания и умения.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Поэтому, опираясь на результаты психологических исследований о результативности активного характера деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в обучении я стараюсь максимально использовать предметно-практическую деятельность. Путем выполнения школьниками практических упражнений, дидактических игр, продуктивной деятельности, ориентированной на уровень их психофизических и личностных особенностей, происходит развитие познавательного интереса и мотивации к обучению.

На учебных занятиях по курсу «Человек и мир» и биологии дети проводят опыты по изучению свойств воды и воздуха, сравнивают полезные ископаемые, изучают объекты живой и неживой природы в ходе экскурсий. Важна стимуляция познавательной активности детей в домашних условиях, поэтому я вовлекаю в данный процесс родителей. При подготовке домашних заданий они вместе изучают дополнительные источники информации в интернете, смотрят видеоролики, готовят сообщения, рисунки, макеты. С большим интересом дети и родители приняли участие в коллективной исследовательской работе «Огород на подоконнике». В течение двух месяцев дети выращивали зеленные и овощные культуры в различных тепловых и световых условиях школы и дома, вели дневники наблюдений. В ходе практической деятельности школьники фиксировали температуру воздуха в помещениях, влажность почвы и уровень освещения. В результате эксперимента ученики установили необходимые условия для лучшего роста и развития растений. А итогом проведенной работы стало коллективное приготовление салата из выращенных овощных и зеленных культур.

На уроках географии усилили познавательную активность учащихся практические задания по составлению плана класса, ориентированию на местности при помощи компаса, определение сторон горизонта по солнцу. На одном из учебных занятий по теме «Горы» дети выполняли макеты гор из папье-маше, закрепляя знания об их строении, внешнем виде, названиях самых высоких гор Беларуси и мира. При разукрашивании выполненных макетов, дети проявляли фантазию и творчество, активизировали свои познавательные интересы. При изучении материков и океанов, некоторых учащихся особенно привлекли столицы и флаги разных стран. На перемене дети играли в настольные игры «Чей флаг?», «Угадай материк по контуру», фотовикторину «Столицы мира», географическое лото. Родители, поддерживая познавательные интересы своих детей, стали приобретать им наклейки, закладки, брелоки, майки с географической тематикой, глобусы. Дома, с помощью мамы увлечение одного из детей приобрело практическую направленность. За сравнительно небольшое время мама научила сына выкраивать из ткани разноцветные фрагменты флагов и сшивать их на электрической швейной машине. Так в семейной коллекции появились маленькие копии флагов Республики Беларусь, России, Великобритании, Германии, США, Бразилии, Франции, Исландии, Литвы и Норвегии. Вместе с макетами всемирно известных достопримечательностей этих стран, флаги стали основой композиции под названием «Мир доступен всем», которую ученик нашего класса представил на районном инклюзивном фестивале «Мы вместе» для детей с особенностями психофизического развития.

Уроки математики в нашем классе, в рамках компетентностного подхода, также насыщены практической деятельностью учащихся. С большим интересом дети определяют вес продуктов питания, рассчитывают их стоимость, совершают «покупки» в виртуальном магазине. Хорошо «оживляет» урок использование игрового дидактического материала, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр «Выбираем подарок другу на сумму… рублей», «Речевой этикет покупателя», «Посчитай сдачу после покупки» и др. Изучая тему «Периметр», школьники самостоятельно измеряли длину и ширину учебного кабинета и рассчитывали размер напольного покрытия. Полученные вычислительные навыки способствуют развитию их социализации и адаптации к дальнейшей жизни в обществе.

На учебных занятиях по социально-бытовой ориентировке активизации познавательного интереса учащихся служит большое количество используемого наглядного и практического материала, разгадывание загадок, кроссвордов, работа с пословицами и поговорками, лабиринты, дидактические упражнения, логические задачи, проблемные ситуации. Закрепляя учебный материал по разделу «Семья», ученики заполняли свое генеалогическое древо. В ходе оформления работы школьники активизировали знания о членах своей семьи, месте их жительства, сравнивали их по возрасту, закрепляли правописание имен собственных, подписывая поздравительные открытки своим родственникам. Проведение экскурсий на почту, парикмахерскую, в магазин, музей, на железнодорожный и автовокзал на уроках СБО также усиливает познавательный интерес детей к учебному материалу. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю”.

Использование в педагогической практике различных путей активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью показало положительную динамику при итоговом мониторинге их учебных навыков. Используемые методы и приемы подтвердили необходимость и эффективность проводимой работы по формированию познавательного интереса обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях класса интегрированного обучения и воспитания.

свернуть

Особенности взаимодействия специалистов и учителя-дефектолога в коррекционной работе

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи. Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Формирование правильного произношения – это сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

Задачи, которые стоят перед специалистами:

  • коррекционно-образовательтные,
  • коррекционно-развивающие,
  • коррекционно-воспитательные.

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

  1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.
  2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и родителей.

Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с детьми – это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы.

И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях: 1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы. 2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей. 3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков). 4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения. 5. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом. 6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.

С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают в себя:

  1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и повышение их профессионального уровня.
  2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
  3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.

Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:

  • задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагогапсихолога, инструкторов по физическому воспитанию);
  • рекомендации по коррекционной работе;
  • перспективное планирование по формированию фонетической стороны;
  • приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;
  • список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.

Формы работы:

  • Коллективные
  • Индивидуальные
  • Наглядные
  • Информационно - наглядные
  • Информационно - аналитические

Коллективные формы работы:

  • Родительские собрания
  • Школа для родителей
  • Клуб заботливых родителей
  • Взаимопосещения
  • Консультации

Индивидуальные формы работы:

  • Индивидуальные практикумы · Тетради достижений · Беседа с родителями · Домашние логопедические тетради Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе.
свернуть

Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми

 Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.

  1. Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.
  1. Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентности.
  2. Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него.
  3. Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать.
  4. Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное явное обращение ребенка к другому, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.
  5. Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
  6. Усложнение форм контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей структуру существующих форм.
  7. Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое. Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок он становится более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.

При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».

Методические приёмы коррекционной работы.

Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, и систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту. «Установление контакта». Несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении всех детей, прошедших игротерапию, на первых сеансах выделяется нечто общее. Детей объединяет отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от контактирования с экспериментатором, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим для установления контакта прежде всего было необходимо создать условия для ослабления или снятия тревожности, страха, внушить чувство безопасности, продуцировать стабильную спонтанную деятельность доступного ребенку уровня. Устанавливать контакты с ребенком необходимо только в доступной по возможности деятельности.

Методические приемы, применяемые па первом этапе игротерапии.

Первостепенное значение придаѐтся тому, что больные дети, будучи неспособными к общению на нормальном для их возраста уровне, обнаруживают сохранность ранних форм воздействия. Поэтому на первом этапе коррекционной работы выявляются эти сохранные формы контактов, и общение с ребенком строится на их основе.

Методические приемы, применяемые на втором этапе игротерапии.

Решение задач игротерапии второго этапа требует применения другой тактики. Теперь взрослый, оставаясь внимательным и дружелюбным к ребенку, активно включается в его деятельность, всячески давая понять, что лучшая форма поведения в игровой комнате — это совместная игра со взрослым. Усилия взрослого направляются в этот момент терапии на попытку уменьшения беспорядочной деятельной активности, ликвидацию навязчивостей, ограничение эгоцентрической речевой продукции или, наоборот, на стимуляцию речевой активности. Особенно важно подчеркнуть, что формирование устойчивой совместной деятельности проводилось не в нейтральной, а в мотивированной (пусть даже патологической) игре. В некоторых случаях для создания совместной с экспериментатором и целенаправленной игры эффективным было одновременное применение неструктурированного материала и личностно значимой игрушки. В этом случае песок или вода стабилизировали беспорядочную активность ребенка, а сюжет игры строился вокруг любимого ребенком предмета. В дальнейшем к игре с привлекательными игрушками подключаются новые предметы, экспериментатор побуждает ребенка к действию с ними. Таким образом, расширялся круг предметов, с которыми дети устойчиво играют. Одновременно осуществляется переход к более совершенным способам взаимодействия, формированию речевых контактов.

свернуть