Консультации и рекомендации педагога социального

Помощь детям в кризисных ситуациях

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Телефон для экстренного вызова милиции: 102.

Телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми:

 8-017218-72-22.

При выявлении насилия над ребёнком

Обратиться за помощью:

- в милицию НЕМЕДЛЕННО в случаях выявления сексуального и физического насилия!- в органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних – НЕМЕДЛЕННО!- в социально-педагогический центр.

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Как родители могут защитить своего ребенка от насилия?

В первую очередь интересоваться, что происходит с ребенком. Обращайте внимание, с кем и о чем ребенок общается, переписывается. Обращайте внимание на его психофизическое состояние, на те моменты, которых у него не было раньше.

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведенияи данный тезис не требует особых доказательств.

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

-оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого может быть отказ от еды (анорексия), или переедание (булимия).

-анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

-вагинальные симптомы: свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Также признаками сексуального насилия над ребенком являются:

-порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

-гематомы (синяки) в области половых органов

-кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов

-гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах

-боль в нижней части живота;

-повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей

-болезни, передающиеся половым путем

-беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

свернуть

Приёмы предупреждения и профилактики конфликтов в работе с родителями

 

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Что же есть конфликт по своей сути?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому…

  • Конфликт – это, в первую очередь, отсутствие согласия между людьми.
  • Конфликт– это резкое обострение противоречий и борьбы двух или более

сторон в решении общей проблемы.

  • Конфликт– ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять

позицию, противоположную интересам другой стороны.

Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов одного из них означает шаг назад для другого или других.

Конфликтная ситуация опасна, когда она не разрешается. Неразрешенный конфликт означает, что причина недовольства, возникновения конфликта, повод для возможного столкновения в будущем не устранена: недовольство, как эмоционально неприятное напряжение, сохранилось. Неразрешенный конфликт остается в памяти как задетое самолюбие, обида на партнера, разочарование в нем.

Причина, вызвавшая конфликт, при сходных обстоятельствах или других экстремальных условиях спровоцирует новое «столкновение» по старому поводу. Больше того, постоянное откладывание разрешения конфликта создает эффект «снежного кома», который растет, накапливая обиды, неясности в отношениях. Поэтому, если конфликт созрел, в него лучше вступить.

В конфликте наблюдается пять видов поведения: соперничество, сотрудничество, уклонение, приспособление и компромисс.

Соперничество: одному все – другому ничего-приводит к острой борьбе, соперники, как правило, упорны и стремятся получить все, оставив противоположную сторону ни с чем.

Сотрудничество: все – обоим -происходит,когда партнеры неплохо знают друг друга, вместе решают проблему и пользуются совместно благами при решении конфликта.

Уклонение: одному все – другому ничего – стиль поведения, когда соперник в конфликте слишком сильный.

Приспособление: одному очень много, другому- лишь крохи– это стиль поведения, когда конфликта избежать нельзя, но победить в нем не представляется возможным.

Компромисс: каждому по договорённости– он возможен в случае, когда стороны уяснили, что продолжение конфликта чревато взаимным уничтожением, поэтому лучше отказаться от части, чем потерять все.

Формально,конфликт может возникнуть на почве различных эмоциональных состояний, в т.ч. плохо контролируемых, разнонаправленных. Часто в общении появляются эмоции, не связанные с конкретнойситуацией, но возникающие в силу предыдущих обстоятельств. Бывает так, что стороны друг друга не могут принять сильные эмоции друг друга, т.к. не осознают эту близость эмоциональных связей. Стратегией разрешения конфликта в диаде «педагог-родитель», является необходимость внутренней настроенности педагога на решение проблемы и переход от эмоционального общения к деловому конструктивному.

В педагогической работе педагогам для того, чтобы предотвратить конфликт с родителями необходимо:

  • Открытость коммуникации – первое правило профессионального педагога. В педагогической работе также наблюдаются конфликты. Необходимо общаться с родителями, объяснять,обсуждать, рассказывать. Всегда идти на встречу родителю – это взаимодействие будет позитивным.
  • Общение с родителями должно быть честным и искренним. Стоит

стремиться к непротиворечивости коммуникации.

  • Важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ»как ориентации на совместные цели.
  • Педагогам необходимо уметь выстраивать психологические границы, чтопоможет избежать конфликтов в определенных ситуациях. Необходимо установить внутреннее правило: высказывать свою мысль, свой ответ только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели… Давайте уточним, вы имели ввиду …». Это состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и вынуждаете его отказаться от скрытых игр.

Существует ряд вербальных приемов предупреждения и разрешения конфликта. Четко построенные фразы и высказывания педагога, очень часто, уже на начальной стадии способны погасить зарождающийся конфликт. Вот некоторые примеры:

  • «Вам (тебе) важно …».Задача озвучить потребности и намерения

оппонента.

  • Перевод «минусов» в «плюсы».«Как здорово, что в нашей группе

(классе) есть такой внимательный родитель. Это хорошее качество вашей личности» или «Приятно, когда…»

  • Использование труизмов (цитат, анекдотов, строчек песен,

афоризмови т.д.).

  • Просьба – совет.Основная цель отсрочить реакцию «Я вас

услышала, но,чтобы полностью решить ваш вопрос предлагаю встретиться после уроков»

  • «Вы - посыл».«Аргументируйте мне…», «На основе каких фактов

сделали такой вывод»

  • «Многие / Большинство».«Большинство моих коллег так не

считает»,«Многие родители думают по-другому»

  • «Срыв маски»(используется в крайних случаях). Прямолинейно

озвучиваем то, что все понимаем. «Вы хотите поконфликтовать или решить вопрос?»

  • «Я - высказывания»
  • «Соучастие».Реализуется указанный прием в форме следующих

высказываний: «Как нам с вами поступить?», «Что нам делать дальше?»

  • Воздействие на чувство самоуважения другого человека,

апелляция кболее благородным мотивам («Вы же умный человек»).

 

Каждый из нас так или иначе, когда-либо вступал в конфликт. А пытался ли кто-нибудь дать оценку своему поведению в момент ссоры. Я предлагаю пройти тест, который оценит собственное поведение в конфликте!

 

Если вам свойственно, то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов в свой бланк после каждого номера ответа! Если подобным образом вы ведете себя ЧАСТО – поставьте 3 балла; если ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл

ТЕСТ

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей собственной
  3. Ищу компромиссы
  4. Допускаю, что не прав, даже не могу поверить в это окончательно
  5. Избегаю противника
  6. Желаю во что бы то не стало добиться своих целей
  7. Пытаюсь выяснить, с чем согласен, ас чем – категорически нет
  8. Иду на компромисс
  9. Сдаюсь
  10. Меняю тему
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всеначалось
  13. Немного уступлю иподтолкну темсамым куступкам другую сторону
  14. Предлагаю мир
  15. Пытаюсь обратить все в шутку

 

Бланк ответов

 

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

сумма

«А»

1

 

6

 

11

 

 

«Б»

2

 

7

 

12

 

 

«В»

3

 

8

 

13

 

 

«Г»

4

 

9

 

14

 

 

«Д»

5

 

10

 

15

 

 

 

Обработка результатов теста

Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно.

Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если вы набрали большее всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во чтобы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который считает, что он всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой.  С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стареетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до столкновения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы научимся таковую признавать особенно во взаимоотношениях с родителями обучающихся, тем самым, конфликты, во многих педагогических ситуациях можно избежать.

Памятка для тех, кто любит конфликтовать 

Существуют определённые правила поведения, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты

  • Не стремитесь сильнее, во что бы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда! Критикуйте, соблюдая тактичность! Чаще улыбайтесь!
  • Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны! Не превращайте настойчивость в назойливость!
  • Будьте справедливы терпимы к людям! Не переоценивайте свои способности, возможности и не недооценивайте способности и возможности других!
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются!
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
  • Проявляйте выдержку! Это помогает предотвращать ненужные конфликты.

 

 

Правила предупреждения конфликтов

Правило первое: не говорите сразу с возбужденным человеком!

Правило второе: прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела!

Правило третье: постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь встать на его место!

Правило четвертое: не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу!

Правило пятое: умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

свернуть

Партнёрство педагогов, родителей, специалистов в инклюзивном образовании

Какие модели детско-родительских отношений наиболее часто встречаются в семьях, воспитывающих ребёнка с ОПФР?

  1. Гиперопека: родители стремятся сделать за ребёнка всё, и, как следствие, у ребёнка не формируются навыки самообслуживания, умение принимать самостоятельные решения.
  2. Противоречивое воспитание: рассогласование системы требований, предъявляемых  к  ребёнку,  между  членами  его ближайшего окружения (родители, бабушки и дедушки и т. д.), и, как следствие,  трудности  формирования  адекватной  самооценки, «лавирование» между взрослыми.
  3. Повышенная моральная ответственность: возложение на ребёнка обязанностей и ответственности, с которыми ему сложно справляться, и, как следствие, возникновение утомляемости, снижение самооценки, сформированное чувство вины.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: завышение возможностей ребёнка, стремление авторитарно развить социальные навыки и, как следствие, формирование у него неадекватно заниженной самооценки.
  5. Воспитание в «культе» болезни: отношение к ребёнку, как к больному, и, как следствие, формирование мнительности, страха перед любым недугом, отношение к себе как к слабому человеку, неспособному к большим достижениям.
  6. Модель «симбиоз»: полное растворение в проблемах ребёнка, что приводит к искажению возможности личностного развития ребёнка, формированию эгоистичной личности, неспособной к проявлению любви.
  7. Модель «маленький неудачник»: приписывание ребёнку социальной несостоятельности, испытывание чувства досады и стыда из-за неуспешности и неумелости ребёнка, что приводит к формированию неуверенности в собственных силах и комплекса неудачника.
  8. Гипоопека: ребёнок не имеет ценности в силу имеющихся нарушений развития.
  9. Отвержение ребёнка: идентификация родителей с имеющимся у ребёнка нарушением.

Следует помнить, что для многих родителей, воспитывающих детей с ОПФР, характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда проявляют толерантное отношение и к детям с ОПФР, и к близким им людям. Именно поэтому работа с родителями является очень важным и

ответственным направлением деятельности педагога, психолога, социального педагога.

Какими правами и обязанностями наделены родители ребёнка с ОПФР в инклюзивном образовании?

Содержание нормативных документов Республики Беларусь, а также практики осуществления инклюзивного образования в разных странах определяют права родителей (законных представителей) ребёнка с ОПФР. Родители имеют право:

− присутствовать при обследовании ребёнка;

− участвовать  в  обсуждении  результатов  обследования  и формулировки заключения как каждым из специалистов, так и коллегиального заключения;

− участвовать в создании специальных образовательных условий и  разработке  индивидуальной  программы  сопровождения, направлений коррекционно-развивающей работы (в соответствии с рекомендациями  психолого-медико-педагогической  комиссии (ПМПК);

− получать консультации специалистов группы сопровождения по вопросам обследования детей, создания и реализации программы индивидуального сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности группы сопровождения.

В случае несогласия с заключением группы сопровождения об особенностях создания и реализации специальных образовательных условий и индивидуальной программы сопровождения обжаловать их на ПМПК, в вышестоящих организациях.

Родители (законные представители) обязаны:

− следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решениями);

− посещать  занятия  специалистов  в  рамках  реализации индивидуальной программы сопровождения;

− участвовать  в  реализации  индивидуальной  программы сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных  участников  образовательного  и  коррекционно-развивающего процессов;

− приводить ребёнка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, опрятно одетого, сытого и вовремя;

− проверять домашние задания и, при необходимости, участвовать в задаваемых специалистами домашних заданиях.

Как организуется работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования?

Родители, родительская инициатива являются мощным фактором, способным повлиять на эффективность инклюзивного образования, а также психологический комфорт всех участников образовательного пространства. При этом следует помнить, что успешность работы во многом  зависит  от  согласованного  профессионального взаимодействия учителя с родителями как обычных, так и «особых» детей, его умения объединить их в решении задач обучения, воспитания,  социализации.  Характер  этого  взаимодействия обусловливается социальными, профессиональными, личностными позициями  каждого  участника,  с  одной  стороны,  а  также продуманностью  системы  работы  учителя  по  организации

педагогического сопровождения родителей — с другой. Такая работа требует  определения  роли,  позиции,  функций,  содержания деятельности как учителя, так каждого родителя (или лица, его заменяющего)  в  формировании  эффективных  партнёрских взаимоотношений,  обозначения  «полей»  их  социально-профессионального партнёрства, профессиональных и социально-личностных компетенций каждого, способов взаимодействия и ответственность.

Результаты проведённого исследования готовности учителей к взаимодействию  с  родителями  в  условиях  инклюзивного образовательного пространства свидетельствуют о том, что учителя испытывают неуверенность в собственных знаниях и компетенциях, растерянность, констатируют недостаточную готовность к работе с родителями в условиях инклюзивного образования.

Работу  с  родителями  в  инклюзивном  образовательном пространстве следует рассматривать как объект внимания и сопровождения  учителем,  педагогом-психологом,  учителем-дефектологом, социальным педагогом. Необходимо помнить, что в инклюзивном образовательном пространстве категория  родителей  неоднородна  и  не  всегда гармонична  по  отношениям,  складывающимся  внутри  самой родительской общности класса. Дисгармоничность проявляется в несовпадении  позиций,  запросов,  требований  родителей, воспитывающих обычных детей и детей с ОПФР, к образовательным результатам. Это обстоятельство требует от педагога определения содержания и планирования работы с родителями, воспитывающим «особых» детей, родителями обычных детей, а также работы со всеми родителями.

Особого внимания заслуживает работа педагога с родителями или лицами, их замещающими, ребёнка с ОПФР. Очевидным становится, что появление в семье такого ребёнка резко меняет образ жизни семьи и порождает необходимость решения множества задач и проблем, отличающихся от обычных трудностей. Результаты исследований свидетельствуют, что родители испытывают нервно-психическую и физическую  нагрузку,  усталость,  напряжение,  тревогу  и неуверенность в отношении будущего своего ребёнка (так называемое нарушение временной перспективы); учебные трудности, с которыми может столкнуться ребёнок с ОПФР, вызывают у них разочарование, раздражение, горечь, неудовлетворённость; семейные отношения часто оказываются нарушенными или искаженными; проблема ребёнка становится основной темой в жизни семьи.

Не следует забывать, что характер нарушения развития ребёнка и его глубина также оказывают влияние на родительскую позицию. Исследователи отмечают, что семье и ребёнку с ОПФР свойственно искажение  субъективного  образа  мира — представлений  об отношении к себе и к окружающему миру в целом. Часто в качестве психологической защиты появляется отчуждение и нарушаются адаптационные механизмы  (формируется  «комплекс  жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности,  снижении  самооценки,  или  «комплекс отверженности»,  для  которого  характерны  социальная индифферентность, отгороженность, привычка рассчитывать только на себя).

Нередко родители детей с ОПФР выбирают одну из неверных моделей воспитания: либо не уделяют должного внимания ребёнку, предоставляя его самому себе, либо чрезмерно опекают, балуют, жалеют, оберегают от трудностей, что делает его несамостоятельным и беспомощным. Родители обычных детей не всегда оказываются готовыми к принятию «других» детей, высказывают нежелание обучать своих детей вместе с детьми с ОПФР, выражают сомнения в возможности сохранить качество образования в условиях совместного обучения. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе педагога.

В работе с родителями в условиях инклюзивного образования можно выделить такие основные составляющие: поддержка родителей детей с ОПФР, просветительская работа с родителями обычных детей, их подготовка к совместному обучению всех детей и работа со всеми родителями класса на основе партнёрских отношений. Следует помнить,  что  установление  партнёрских  отношений  — последовательный пролонгированный процесс, проходящий в своём становлении ряд этапов:

1) начальный этап — простейшие контакты в целях обмена информацией (важным моментом является подтверждение взаимных ожиданий: например, родители обеих групп детей и учитель в качестве важной считают задачу создания условий общения и взаимодействия детей в классе, и первым шагом является знакомство друг с другом);

2) этап  сотрудничества  —  решение  определённых образовательных проблем совместными усилиями (например, помощь учителю в подготовке или подборе учебных средств, дидактических материалов с учётом образовательных потребностей всех детей класса);

3) этап эффективной совместной деятельности — взаимопонимание и взаимодействие всех сторон в достижении общей цели (например, организация экскурсионной поездки детей и родителей всего класса).

Организуя работу с родителями, педагог ставит перед собой ряд задач:

- установление  партнёрских  отношений  с  родителями;

- объединение усилий родителей всех детей класса для развития, обучения, воспитания, социализации детей;

- создание атмосферы общности интересов;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

- личностное и социальное развитие родителей,  формирование  навыков  социальной  активности  и конструктивного поведения.

Какие  принципы  лежат  в  основе  работы  педагога  с родителями?

Работа  учителя  с  родителями  в  условиях  инклюзивного образования опирается на следующие принципы:

1) принцип мультидисциплинарности (комплексного подхода) предполагает  привлечение  группы  специалистов  (учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога) к работе по сопровождению родителей. Содержание работы группы специалистов направляется на решение как образовательных (просветительских), так  и  психологических  задач  (формирование  адвокативных компетенций, моделей ассертивного поведения, уверенности в своих силах и силах своего ребёнка). Реализация этого принципа предполагает  дифференцированную  диагностику  учебной деятельности, успешности продвижения ребёнка по разработанному образовательному маршруту, возникающих затруднений и их причин, характера взаимодействия в коллективе детей, подбор и/или разработку дидактических материалов и учебных средств. Участие родителей в получении необходимой информации, её анализе и обсуждении вариантов решения возникающих образовательных задач рассматривается как необходимое условие;

2) принцип учёта субъектности позиции семьи в обучении, воспитании, социализации каждого ребёнка. Сегодня семья имеет право выбирать форму получения образования своего ребёнка; определять вид учреждения образования; призвана обеспечить освоение ребёнком  образовательных  программ,  формируя индивидуальный образовательный маршрут, обозначая требования к образовательным результатам, что предполагает усиление роли семьи в образовательном процессе. Семья является групповым субъектом и объективно становится «субъектом образовательного пространства, имеющим  характеристики  самостоятельности,  ответственности, активности». Реализация  этого  принципа  предполагает:

а) активное включение семьи в образовательное пространство при понимании семьи как группового субъекта, в который включён ребёнок, имеющего единые цели в вопросах образования, а также создание  условий  удовлетворения  семьей  индивидуальных образовательных  потребностей  ребёнка; 

б) стимулирование активности членов семьи и направление её на обучение, воспитание, социализацию ребёнка, умение соотносить образовательный запрос с результатами, способность к «адекватной оценке эффективности собственного участия в образовательном процессе с точки зрения результатов образования ребёнка»;

3) принцип системности, систематичности, непрерывности и последовательности сопровождения означает, что работа с семьёй представляет  собой  сложно  организованный  динамический согласованный процесс, в который включены все формы работы, все направления образовательной деятельности в чёткой, логически оправданной  последовательности.  Реализация  этого  принципа предполагает построение системы групповой и индивидуальной работы с родителями класса. Планирование такой работы должно носить как долгосрочный (на учебный год), так и кратковременный характер (на одну четверть), учитывать особенности родительского запроса и согласовываться с работой по сопровождению родителей учителем-дефектологом,  педагогом-психологом,  социальным педагогом, администрацией школы;

4) принцип семейно-ориентированного подхода с центрацией на личности ребёнка означает признание целостности семьи, условности прав родителей и априорной абсолютности прав ребёнка, права семьи на самоопределение, основанное на уважении права членов семьи на жизнь в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию, уважение уникальности каждой личности. Реализация принципа предполагает  проведение  диагностики  отношений  в  семье, просветительскую работу с родителями на основе уважительного толерантного отношения к позициям родителей, их оценкам и суждениям.  Советы  и  пожелания,  высказываемые  педагогом (учителем-дефектологом,  педагогом-психологом,  социальным педагогом), должны иметь рекомендательный характер и однозначно определять приоритет интересов и особых потребностей ребёнка (быть «на стороне ребёнка»);

5) принцип индивидуализации форм и методов работы учителя с учётом родительского запроса, особенностей восприятия ребёнка родителями, видения его жизненной перспективы предполагает опору на  данные  предварительной  педагогической  диагностики родительской позиции и реализуется посредством подбора адекватных форм и методов работы с родителями;

6) принцип  «презумпции  родительской  компетенции»  в сочетании с повышением уровня образовательного потенциала семьи означает, с одной стороны, признание наличия индивидуального опыта родителей в воспитании своего ребёнка, а с другой — расширение возможностей семьи, направленных на полноценное осуществление функций обучения, воспитания и социализации воспитывающихся в ней детей, и реализуется в построении партнёрских отношений между педагогом и родителями на основе обмена и взаимообогащения педагогического опыта.

Партнёрство родителей и педагогов, по мнению исследователей, в условиях инклюзивного образования должно осуществляться на принципах уважения и признания партнёров, обмена информацией и умениями, участия в принятии решений, признания индивидуальности ребёнка с особенностями психофизического развития.

Работу с родителями следует строить на диагностической основе, дающей представления о характере взаимоотношений между членами семьи, особенностях детско-родительских отношений; ценностях, позиционируемых в семье в качестве основных, семейных традициях и устоях; наличии совместных или индивидуальных увлечений членов семьи;  отношении  к  моделям  совместного  обучения  детей; планировании и видении жизненной перспективы ребёнка; основных трудностях, которые испытывают родители в воспитании и обучении своего ребёнка; оценке родителями характера отношений ребёнка с другими детьми класса, а также первостепенные задачи, которые ставят родители перед школой, и их пожелания и др. Материалом для такой диагностики могут служить как данные, полученные при заполнении  родителями  специально  составленных  учителем (учителем-дефектологом,  педагогом-психологом,  социальным педагогом) анкет, так и проведение индивидуальных консультаций и бесед, написание родителями эссе по заранее продуманному учителем (педагогом-психологом) плану. В работу по сбору диагностического материала следует привлекать социального педагога и педагога-психолога. Данные диагностики позволяют определить круг вопросов, в  самостоятельном  решении  которых  родители  оказываются беспомощными или недостаточно успешными.

Какие формы и методы работы с родителями следует использовать педагогу?

В работе с родителями педагог совместно с учителем-дефектологом  может  использовать  как  традиционные  формы (общеклассные родительские собрания и конференции, групповые и индивидуальные консультации, посещения на дому, проведение открытых  уроков  и  внеклассных  мероприятий,  оформление стендового материала и др.), так и разнообразные нетрадиционные формы, реализуемые в различных форматах (круглые столы, семинары, тренинги, анализ ситуаций, подготовка и распространение буклетов,  организация  работы  «Школы  для  родителей», «Родительского  клуба»,  творческие  лаборатории  родителей, педагогическая мастерская, имитационные формы (организационно-деятельностная игра, ролевая игра), социальный интерактивный театр (СИТ), конкурсы, проведение совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель (законный представитель) и др.).

Все формы работы с родителями базируются на следующих положениях:

  • системный характер и систематичность проведения;
  • ориентированность на конечную цель;
  • учёт родительских социально-психологических  и педагогических установок и др.

Организуя работу с родителями детей с ОПФР, важно сформировать представление о собственном ребёнке как о самоценной личности,  имеющей  своё  собственное,  отличное  от  других, восприятие  окружающей  действительности,  но,  как  и  все, нуждающейся в любви, заботе, участии, ласке.

Выбор формы работы обусловливается рядом факторов, самыми значимыми из которых являются: цель (то, чего хочется достичь: информированность  родителей  по  определенным  вопросам; изменение  отношения,  изменение  поведения,  овладение определёнными компетенциями и т. д.) и содержание (то, что является сущностью задачи). Не следует также забывать, что выбор любой формы  работы  и  сопровождения  преследует  решение просветительской задачи, а не только (и не столько) констатация проблемных областей и недостаточной успешности детей.

Методы работы педагога с родителями могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Педагогу следует использовать различные методы: беседы, лектории для родителей с разнообразной тематикой («Дружба детей: как создавать и сохранять дружеские отношения», «Каждый имеет право быть разным», «Инклюзия: что это такое?» и др.); фото-/видеофрагменты уроков, праздников, проведения досуга в целях детального разбора определённых форм и методов воспитания и обучения детей; обмен опытом успешного семейного воспитания; ответы на вопросы родителей; подбор литературы и других материалов (кино и видео) по запросу родителей; анализ историй успеха людей с инвалидностью; привлечение представителей общественных  организаций  и  объединений; привлечение лиц с инвалидностью в качестве экспертов в проведении просветительской и информационной работы; привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий; разработка памяток по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка; игры-соревнования, походы, экскурсии и т. д.

На решение каких задач направлена в условиях инклюзивного образования работа педагога с родителями?

Содержание  работы  педагога  с  родителями  носит  как персонифицированный, так и общий характер и направлено на решение ряда задач.

  1. Формирование субъектной позиции  родителей  как полноправных участников образовательного процесса, повышение уровня их готовности к взаимодействию с учреждением образования, ответственности за процесс и результат образования и развития ребёнка. Решение этой задачи предполагает привлечение родителей к участию  в  анализе,  оценке,  экспертизе,  планировании  и проектировании образовательного процесса в классе и школе, коррекционной работы; непосредственное включение их в подготовку и проведение коллективных дел, событий в школе и классе, направленных на развитие, воспитание и социализацию детей, повышение  уровня  согласованности  в  семье.  Эффективными методами в такой работе могут быть посещение родителями уроков и коррекционных занятий с последующим анализом целей, задач и средств  их  достижения;  обсуждение  индивидуальных образовательных  родительских  запросов;  проведение образовательных лекториев и тренинговых занятий для родителей; участие  родителей  в  подготовке  и  проведении  внеклассных мероприятий.
  2. Развитие адекватного восприятия родителями своего ребёнка (с позиций особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей), правильного отношения  к  возможным академическим результатам. Решение этой задачи обеспечивает формирование у родителей детей с ОПФР понимания реальных возможностей ребёнка в усвоении содержания образования и необходимости создания специальных условий образовательной среды для комфортного самочувствия ребёнка (адаптация содержания, методов и средств обучения с учётом особых образовательных потребностей ребёнка). Наиболее адекватными методами работы с родителями являются индивидуальные беседы с привлечением группы сопровождения  (учителя-дефектолога,  педагога-психолога, социального педагога), а также ответы на вопросы родителей, подбор необходимой литературы по родительскому запросу.
  3. Согласование содержания необходимой коррекционной работы, формы её организации требует проведения консультаций учителя-дефектолога и педагога психолога, совместных занятий (ребёнок, педагог, родитель), а также активного участия родителей в выполнении их рекомендаций.
  4. Понимание сущности и значения дифференцированной персонифицированной системы оценивания учебных достижений, предполагающей учёт индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей каждого ребёнка может быть обеспечено посещением родителями уроков и коррекционных занятий, разработкой памяток для родителей, знакомящих с возможностями, методами и техниками оценивания учебных достижений ребёнка, процесса формирования жизненных и социально-личностных компетенций.
  5. Акцентуация внимания родителей на возможностях и необходимости реализации социализирующей функции образовательного процесса достигается использованием метода решения и анализа ситуаций, составления сценариев, разыгрывания и обсуждения социального интерактивного театра.
  6. Определение сильных сторон, интересов ребёнка, предпочтительных условий и эффективных техник коммуникации, учитывающих особенности каждого необходимо для создания адекватных индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого ребёнка условий обучения и воспитания, овладения содержанием образовательной программы. Для решения этой задачи учитель может использовать анкетирование родителей, а также получить необходимую информацию из индивидуальной беседы с родителями. К этой работе следует привлекать также учителя-дефектолога и педагога-психолога.
  7. Понимание сущности социальных стереотипов в оценке возможностей и достижений детей и лиц с инвалидностью, их разрушение; знание форм проявления дискриминации в обществе и образовании и развитие умений противостоять дискриминационным проявлениям. Решение этой задачи предполагает широкое использование специальных кино- и видеоматериалов, подбор и анализ историй успеха людей с инвалидностью, приглашение представителей общественных организаций и объединений лиц с инвалидностью, организация тренинговых занятий и др.
  8. Определение оптимальных условий формирования коллегиальных и дружеских отношений в детском коллективе, создание атмосферы поддержки, взаимопонимания и сотрудничества в коллективе детей предполагает формирование ценностных установок родительской общности. С этой целью родителей следует широко привлекать к участию в конкурсах, экскурсиях, поездках, а также к анализу ситуаций взаимодействия и общения детей.

Важной составляющей работы с родителями является организация мониторинга качества педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивного образования, позволяющего оперировать информацией, быстро реагировать и решать возникающие задачи. В поле мониторинговых исследований могут быть включены следующие вопросы: удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса, учебными достижениями детей, уровнем сформированности учебных, социальных, коммуникативных, жизненных  компетенций;  обеспечением психологического комфорта и безопасности каждого ребёнка; взаимодействием  детей  в  детском  коллективе,  характером межличностных отношений в классе; содержанием и организацией внешкольных мероприятий, привлечением родителей к решению вопросов обучения и воспитания их детей; уровнем школьной инклюзивной культуры и др.

Работа с родителями в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей, детерминируемых множественностью субъектов образовательного пространства, она расширяет функции учителя и требует согласованной работы учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога по обеспечению педагогического сопровождения.

Каковы основные позиции технологии психолого-педагогического сопровождения родителей ребёнка с ОПФР в инклюзивном образовательном пространстве?

В начале обучения ребёнка с ОПФР в условиях инклюзивного образования его родители нуждаются в особом внимании и сопровождении. В этой работе можно выделить ряд этапов:

1) диагностический (цель — выявление состояния родительско-детских отношений в семье, эмоциональное самочувствие ребёнка в семье, уверенность/неуверенность ребёнка в родительской любви, идентификация детей с родителями, поведение ребёнка по отношению к родителям);

2) информационный (цель — информационная поддержка родителей, детальное информирование их о ценностях, принципах, преимуществах инклюзивного  образования  и  формирование родительского актива);

3) просветительский (цель —  снятие эмоционального напряжения  и  сопротивления,  вызванных  недостаточной  информацией; методы: тематические выступления специалистов, тренинги  для  родителей,  индивидуальное  и  групповое консультирование);

4) этап привлечения родителей к участию (цель — активное привлечение родителей детей с ОПФР к участию жизни учреждения образования, проявлению себя, своих умений, совместному участию в мероприятиях);

5) практический (цель — вовлечение ребёнка с ОПФР и его родителей в посильные мероприятия);

6) аналитический (цель — анализ достижений, корректировка планов и средств их реализации).

Как отмечают исследователи, наиболее эффективной формой сопровождения  родителей  ребёнка  с  ОПФР  в  инклюзивном образовательном пространстве является деятельность родительского клуба,  основные  задачи  которого  —  оптимизация  детско-родительских  отношений,  улучшение  психоэмоционального состояния  родителей,  гармонизация  супружеских  отношений, создание и укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ОПФР, в целях расширения круга их взаимодействия. Работа может быть как индивидуальной (семейной), так и групповой. Какова роль и задачи работы тьютора (ассистента) в инклюзивном образовательном пространстве? Инновационность  практик  инклюзивного  образования порождает  возможность  вариативных  моделей  организации образовательного процесса в учреждениях образования и различных подходов в определении роли и позиции тьютора как лица, сопровождающего  ребёнка  с  особенностями  психофизического развития в образовательном пространстве.

Анализ литературы и первые шаги в практике осуществления инклюзивного образования позволяют говорить о том, что тьютор (ассистент) может выполнять совершенно разные организационные:

1) тьютор — персональный сопровождающий (специалист, который тонко выстраивает процесс обучения «особого» ребёнка в образовательной среде группы (класса)). По оценкам специалистов, в ближайшее время более реальной представляется картина, когда педагог не имеет специального образования, а тьютор имеет. Решая задачи сопровождения ребёнка (в том числе и адаптируя учебную программу в соответствии с особенностями и образовательными потребностями ребёнка), тьютор помогает учителю приспособиться к особенностям ребёнка, не снижая качества образования всего класса. В таком случае тьютор следит за изложением материала учителем и адаптирует его с точки зрения объёма и методических приёмов к сопровождаемому ребёнку. Ребёнок, находясь в классе, выполняет те задания, которые может;

2) тьютор — помощник педагога (оказывает помощь учителю в организационных моментах). В этом случае функции тьютора расширяются в отношении организации образовательного процесса не только в отношении сопровождаемого ребёнка, а применительно к детям всего класса (группы). Так, тьютор может раздавать детям дидактический материал, в то время как педагог уделяет больше внимания «особому» ребёнку. Такая модель оптимальна в том случае, если педагог имеет специальную подготовку к работе с детьми с ОПФР;

3) тьютор — второй педагог в классе (в классе работают одновременно и попеременно два педагога). Оба педагога помогают учиться всем детям, но ребёнку с ОПФР — в большей степени. По мнению исследователей, деятельность тьютора может быть представлена последовательно сменяющими друг друга этапами:

1) инициация правильной активности сопровождаемого ребёнка;

2) поддержание этой активности;

3) предоставление максимальной

самостоятельности ребёнку с ОПФР;

4) расставание с подопечным ребёнком.  Сопровождение  ребёнка  может  осуществляться  на протяжении всего периода его обучения, но всегда следует ориентироваться на возможность его самостоятельного обучения.

Среди этапов такого перехода от сопровождения к самостоятельности исследователи называют следующие:

1) тьютор и ребёнок сидят рядом, тьютор помогает ребёнку во всём;

2) ребёнок сидит один или с другим ребёнком, а тьютор сзади или поодаль;

3) тьютор приходит только на те уроки, на которых без него невозможно обойтись;

4) тьютор приходит не каждый день;

5) ребёнок учится самостоятельно.

Важнейшей задачей тьютора является социализация ребёнка, помощь в построении взаимодействия и общения с другими детьми. Решение этой задачи начинается с включения «особого» ребёнка в детский  коллектив.  Исследователи  рекомендуют  учитывать следующее:

1) если ребёнок с особенностями сильно отличается по поведению  от  остальных  детей,  необходимо  провести предварительную беседу, цель которой — ориентация детей в особенностях  включаемого  ребёнка  (как  эффективно взаимодействовать, чего не следует делать, как снизить возможные негативные проявления). Если ребёнок не сильно отличается по поведению от других детей, то необходимости в проведении специальной беседы нет, а возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме;

2) если  ребёнок  сильно  отличается  по  внешнему  виду (передвигается на коляске), детям следует объяснить это без лишних подробностей, сосредоточив их внимание на том, что способы передвижения могут быть разными. Тьютору следует вовлекать обычных детей в общение с ребёнком с ОПФР, например в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему однокласснику, научить его играть в игры. При возникновении у детей вопросов «А это не заразно? А почему он(а) такой(ая)? Он(а), что глупый(ая)? А у него (неё) это пройдёт? А почему с ним (ней) сидит взрослый?» отвечать следует спокойным голосом и без излишней детализации, акцентируя внимание на способностях и успехах ребёнка в других видах деятельности. Например, о нарушении речевых средств общения у ребёнка, можно ответить так: «Он(а) мало говорит, но очень хорошо умеет слушать».

свернуть

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности в системе инклюзивного образования  

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Республике Беларусь института инклюзивного образования, нацеленного на:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
  • социализация детей-инвалидов в современном обществе;
  • создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
  • умение превращать свои недостатки в достоинства;
  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь учреждению образования. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. Многие события показывают, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями обучающихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с обучающимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опору на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие ребенку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
  • обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению с учреждением образования, условиях воспитания, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в УО. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника педагог может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ребенка, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями.

В школе может быть проведен конкурс сочинений для родителей «Мой ребенок».

Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений покажет, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;
  • выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

  • сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;
  • виды толерантности;
  • факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;
  • взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
  • методы воспитания толерантности у детей;
  • пример родителей в воспитании толерантности у детей;
  • особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Причины возникновения конфликтов у детей.
  • Как учить детей общаться?
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
  • Этика семейного общения у детей.
  • Воспитание терпимого отношения к людям.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Нужно ли властвовать собой?
  • Возможно, ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

  1. Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?
  2. Ваш ребенок ударил одноклассника, который:

а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.

Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива группы, класса, школы, не указывая имен.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье педагогу целесообразно проводить следующую работу.

  1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
  • организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
  • организация выставок результатов труда родителей.
  1. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
  • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
  • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
  1. Организация совместной деятельности родителей и детей:
  • организация семейных конкурсов в УО и группе/классе – «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
  • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);
  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);
  • выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.).
    1. Проведение «Праздника семьи».
    2. Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).
    3. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.  Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Некоторые идеи, которые помогут вам в работе. Ниже приводится несколько конкретных предложений.

1.Расскажите детям об опасности снисходительного отношения и о том, как и почему это может унизить детей с особым потребностями. Помогите им осознать, что отношение к людям, предполагающее отклик на их потребности, - это простая справедливость, а не благотворительность с вашей стороны. У вас должны быть источники информации (люди, видеокассеты, книги, журналы), которые помогут вам в этом деле.

  1. Подумайте, каким образом вы можете реагировать на потребности всех детей беспристрастно. Например, если кто-то из них заболеет, позвоните ему или напишите, воспользовавшись обычной или электронной почтой. Когда кому-то из детей трудно справиться с работой, проявите гибкость, даже если это один из самых способных или, наоборот, испытывающих наибольшие трудности учеников.
  2. Побуждайте всех детей, даже тех, у которых имеются особые потребности, помогать друг другу. Некоторые ученики могут уметь делать что-то, что поможет другим. Кому-то может потребоваться, например, чтобы кто-то просто подержал его куртку. Важен сам факт помощи, а большая она или маленькая - не имеет значения.
  3. Рассказывайте детям о людях, которые работают с другими и помогают им без мысли о том, что их потом похвалят или отблагодарят. Примерами могут послужить полицейские, врачи, пожарные, социальные работники, адвокаты, и даже учителя и родители. Культура взаимопомощи должна быть частью культуры учреждения образования.
  4. Проявляйте неприятие нежелательного поведения, сохраняя при этом позицию принятия каждого ребенка как личности. Некоторым детям постоянное внимание может не требоваться. Другим, наоборот, внимание необходимо, потому что они чувствуют себя незащищенными. Вы знаете, какого рода нежелательное поведение может быть у детей и некоторых взрослых. Его нужно оценивать в свете принятых в классе правил, независимо от того, есть у ребенка особые потребности или нет. Однако, как упоминалось выше, ни для кого не секрет, что поведение какого-то определенного ребенка может чаще не соответствовать нормам вследствие его особого состояния. То же самое относится к детям, которые плохо себя чувствуют, у которых нет возможности хорошо позавтракать, или к тем, кто растет в неблагоприятной атмосфере. Возможно, вам придется смириться с тем, что от одного ребенка нужно ожидать меньше, чем от другого, если вы хотите принять индивидуальные потребности каждого. Вы обнаружите, что дети не против того, что вы даете им разные задания и ожидаете от них разных результатов, если вы объясните им, почему вы так поступаете. Ничто не подавляет негативную реакцию так, как открытость и честность.

 

свернуть

Психологический климат в классе зависит от классного руководителя

Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.

Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.

Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

 - знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;

- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труд

В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Социально-психологический климат представляет собой  особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.

 В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

 Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

   По наблюдениям за  учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

 Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

 Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:

  • Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
  • Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического климата :

  • Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
  • Использование игры.
  • Формирование общих традиций.
  • Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
  • Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
  • Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу.
  • Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

- критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к людям.

Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

 Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

  Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

 

свернуть

Психологические проблемы детей, которые растут в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем

Проблемы у детей, которые родились в семье, где родители склонны к чрезмерному употреблению алкоголя, начинаются от момента зачатия и продолжаются практически всю их жизнь. Если по счастливой случайности, по причине пьянства родителей, малыш рождается на физическом уровне здоровым, то психологические проблемы у него присутствуют во всех случаях.

Существует ряд особых признаков детей, которые воспитываются в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Как правило, ребенок, нередко и жестоко наказывается при любом непослушании, в результате такому ребенку сложно в определенной ситуации сделать самостоятельный выбор, он тревожится, что вдруг ошибется и будет наказан.

Эти дети гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают нарушениями сна, ночными кошмарами: с трудом засыпают, перед сном длительно раскачиваются, часто просыпаются, вскрикивают во сне, появляются беспокойство в ночное время и сонливость днем. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему.

Отношения с родителями злоупотребляющими алкоголем лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить… Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Дети, живущие в асоциальных семьях, не приводят домой гостей, ходят в школу и из школы самостоятельно, чтобы одноклассники не видели их родителей, из чувства стыда изо всех сил скрывают, что в их семьях что-то не так.

Если в семье пьют оба родителя, ребенок осознает, что его семья отличается от других, появляется ощущение неполноценности и снижается самооценка. Ребенок с рождения чувствует себя ненужным, у него нет возможности нормально социализироваться. Из-за отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей уже в школе у него появляются трудности в учебе, с выполнением домашнего задания, такому ребенку сложно сконцентрироваться, постепенно пропадает интерес к учебе. У ребенка постепенно складываются неправильные жизненные установки, видя частое употребление спиртных напитков дома, ребенок начинает полагать, что это стандартная нормальная ситуация. Проблемы с самоорганизацией и дисциплиной у таких детей возникают также из-за того, что «пьяные» выходки родителей происходят на глазах ребенка.

Важно затронуть вопрос о том, кто пьет в семье. Если в семье отец-алкоголик, то образ нормального мужского поведения у ребенка будет отсутствовать. Мальчик будет следовать агрессивному поведению пьяного отца, а девочка будет испытывать ощущение ненависти ко всему мужскому полу. В школе такие дети склонны нарушать элементарные правила, импульсивны, часто участвуют или являются зачинщиками конфликтов. Такие дети часто проявляют агрессию в ситуациях, когда необходимо проявить гибкость, подстроиться и уступить.

Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать.

          Стадии развития алкогольной зависимости:

  1. начало употребления

Чаще всего первый контакт с алкоголем приходится на подростковый возраст, носит неосознанный характер и, как правило, происходит случайно без наличия мотивации.

  1. экспериментальное употребление

Приходится на подростковый и юношеский возраст, когда подросток экспериментирует с различными алкогольными напитками с целью достижения наиболее приятного эффекта.

  1. социальное потребление

Употребление происходит в определенных группах и по определенным, принятым в данной культуре, социальным поводам, сформированы предпочтения и формы употребления. На этом этапе у подростка осознаются плюсы и минусы употребления алкоголя, что позволяет остановиться на данном этапе, определив для себя трезвое будущее или перейти на следующий этап.

  1. привычное употребление

Выпивки становятся систематическими, подыскивается компания со сходными интересами. С ростом доз спиртного повышается переносимость организмом алкоголя, появляются признаки психологической зависимости.

  1. чрезмерное потребление (злоупотребление)

Начинают появляться проблемы, связанные с поиском средств на приобретение алкоголя, семейные конфликты и ссоры, вызванные отсутствием заинтересованности пьющего человека к делам семьи и жизни близких. Поведение становится все более эксцентричным и даже агрессивным, возрастает риск насилия в отношении близких.

  1. зависимость от алкоголя (хронический алкоголизм)

Пьянство приобретает запойный характер, а период алкогольного опьянения может сопровождаться потерей памяти и отсутствием всех видов контроля над поведением. Усиливаются и становятся стойкими все ранее возникшие психические нарушения. Более частыми становятся алкогольные психозы.

Именно злоупотребление алкоголем становится первопричиной неблагополучия многих семей.

Семейный алкоголизм крайне неблагоприятно влияет на физическое и психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка.

Психологические травмы, которые получает ребенок рядом с пьющими родителями, накладывают глубокий отпечаток на детской ранимой душе, его психике и на всей его дальнейшей жизни.

 

свернуть