Советы педагога-психолога

Причины и последствия детских страхов

Иногда родители существенно способствуют появлению фобий у своих детей.

1. Кормят насильно или не кормят вообще. Это классика жанра. «Тебя не покормить – будешь голодный ходить». И что мы получаем? Это люди, которые в кризисной ситуации, а то и при малейшем стрессе не могут есть или не понимают сигналов от организма. Еда для них – опасность. У второй категории – которые «будешь есть, что приготовлю» или «я вам не домохозяйка, чтобы готовить», – ожирение, потому что когда у человека появляется выбор, он не может остановиться и паникует, если холодильник не полон.

  1. Наказание сном – либо «будешь всю ночь стоять», либо «иди спать, раз так себя ведешь». Результат – нарушение сна, невозможность расслабиться ночью, кошмары, плохой сон.
  2. Депривация – закрыть в темной комнате, порой на несколько часов. Предварительно хорошо бы еще напугать – «тараканы тебя там съедят». Как результат – клаустрофобия (или еще какие фобии), тревога, невозможность оставаться одному в квартире (или – парадоксом – невозможность выйти из нее), панические атаки.
  3. Угроза оставления: «Я тебя отдам милиционеру», «Доктор тебя заберет», «Сдам в детдом», «Оставлю в магазине» – вариантов сотни. В результате – страх перед помогающими профессиями (вплоть до невозможности набрать 01 при пожаре), страх отношений, просто боязнь людей.
  4. Отказ в собственности, «кто не работает, тот не ест» – «здесь нет ничего твоего», «пока не будешь зарабатывать деньги, твое мнение ничего не значит», «вот будет у тебя своя квартира – будешь жить, как хочешь». В большинстве случаев – зацикленность на материальной безопасности, невозможность чувствовать себя дома, если жилплощадь не принадлежит человеку полностью, попытка продавливать свои интересы на основании материального права с близкими, повторение сценария.
  5. Отказ в праве на мнение, выбор, существование – «ты никто», «мне плевать, чего ты хочешь», «я знаю, что для тебя лучше» – тут как результат либо очень сильный гнев, маргинальный образ жизни, либо согласие – отказ от себя, жизнь в стиле «главное – подальше от начальства, поближе к кухне».
  6. Угроза разрушения любимых вещей и предметов. «Я у тебя это отберу», «Я отдам это другому», «Ты этого не заслуживаешь». Здесь, как правило, рождается страх собственности – человек не может жить в своей квартире, боится привязываться к вещам, или – наоборот – ударяется в коллекционирование, не может выбрасывать вещи. 8. Игнорирование – объявление бойкота, нежелание общаться, пока ребенок не признает свою вину (это в тех случаях, когда родитель никогда не извиняется – то есть в любой ситуации извиниться должен ребенок), отсутствие интереса к любым событиям в жизни ребенка.
  7. Неоказание медицинской помощи – зачастую дисфункциональный родитель реагирует на заболевание ребенка «ты придуриваешься», «перестань щуриться», «ты нарочно сутулишься» и так далее, не уточняя причину и не обращаясь к врачу. Такой родитель никогда не берет больничный, забывает вовремя дать лекарства или предпочитает лечить «народными средствами», а то и ремнем. Понятное дело, что у такого ребенка во взрослой жизни ужасный иммунитет и куча заболеваний, плюс он совершенно не умеет заботиться о своем здоровье и считает, что это неважно.
  8. Запрет на обучение: «никакой художественной школы», «танцовщица – это не профессия», «женщина никогда не станет хорошим инженером, иди в педагогический», «для девушки главное – семья, поэтому ни в какую гимназию ты не пойдешь, обойдешься обычной школой» и так далее. Некоторые такие родители, ориентируясь на «американский» пример, просто выгоняют в 18 лет детей на улицу без копейки, забыв, что «незаботливые» американцы в 18 лет выгоняют детей в... колледж, помогая оплатить образование и жилье.

Дети таких родителей либо получают образование, которое им не нравятся, но слишком боятся пойти куда-то еще, чтобы научиться чему-то другому, либо в тридцать лет начинают учиться и не могу закончить, потому что им важнее процесс выбора и обучения, нежели результат (вечные первокурсники), либо не получают никакого образования и работают на низкооплачиваемой работе.

свернуть

Как договориться с упрямым ребёнком?

 

Иногда кажется, что некоторые дети словно созданы для того, чтобы постоянно изводить своих родителей упрямством. Но всегда ли нужно рассматривать упрямство, как отрицательную черту? Для ребенка это может быть способ демонстрации своего желания самостоятельно думать и отстаивать личные предпочтения. К тому же, у таких детей легче получается осваивать новые знания, так как у них хорошо развита способность сосредотачиваться.

Очень хорошо, когда родители поощряют в ребенке самостоятельность и независимость, способность отстоять свое мнение, но это не должно иметь отрицательных последствий и превращать малыша в домашнего тирана.

Упрямство становится проблемой, когда:

  • Ребенок все время спорит с вами, либо у вас происходят разногласия по любому поводу;
  • Ребенок не хочет прислушиваться к вашей точке зрения;
  • У ребенка проблемы в социальной среде, связанные с его отношениями с другими детьми;
  • Нередко возникают ситуации, когда упрямое поведение ребенка ставит под угрозу его безопасность (например, нежелание брать родителей за руку при переходе через дорогу)

Как вести себя родителям маленького упрямца?

Нужно понять, что упрямство ребенка — это часть его природы, не стоит стремиться ее изменить. Наоборот, примите это как данность и научитесь использовать это качество на пользу и ребенку, и вам. Не нужно стараться подавить, победить упрямство — это не будет работать, примите вашего ребенка таким, какой он есть. Лидером в паре мама-малыш всегда должна оставаться мама. Но когда мама всеми силами пытается показать что она сильнее и главнее своего ребенка — криками, шлепками и прочими подобными методами воздействия, она просто встает на одну ступень со своим ребенком. Такие методы ничему хорошему его не научат, ну кроме того, что прав тот, у кого кулак больше.

Иллюзия выбора

Вместо того, чтобы отдавать ребенку прямые приказы, попробуйте предоставить ему варианты. Например, вместо того, чтобы заставлять ребенка надевать куртку, так как на улице холодно, можете спросить его: «Ты хочешь надеть куртку с капюшоном или без»? Так у ребенка появится 2 варианта, ведущих к одной цели, и какое бы решение он не принял, вас оно устроит.

Как часто вы говорите «нет»?

Многие родители злоупотребляют словом «нет» при общении с детьми. Если мама говорит «нет» и «нельзя» на малейший проступок, ребенок вскоре перестает реагировать на эти слова. Нужно стараться не реагировать на плохое поведение и обязательно поощрять хорошее. Чтобы малышу не приходилось привлекать ваше внимание с помощью плохого поведения, чтобы он знал, что вам нравится, когда он себя ведет хорошо, и вы это обязательно заметите и оцените. Поощряйте его успехи, это будет мотивировать его и дальше сотрудничать с вами.

Собственный пример

Будьте тверды и спокойны. Как родитель, вы обязаны ответственно действовать, если ваш ребенок заупрямился. Не повышайте голос и не злитесь. Ваши крики лишь усугубят плохое поведение ребенка. Чем упрямее вы себя ведете, тем упрямее будет действовать малыш — он будет сопротивляться. Покажите пример! Родители сами должны направлять своих детей, а не перекладывать на них ответственность за их поведение. Как можно требовать от ребенка идеального поведения, если вы сами так себя не ведете? В таком случае не стоит удивляться, что ребенок добивается своего криками и проявлением агрессии.

Придумайте правила

Как родитель, вы не должны быть ни слишком подавляющим, ни слишком мягким. Любые крайности приведут к неприятным результатам. Если ребенок постоянно слышит запреты, он не сможет научиться принимать собственные решения и формировать свое мнение. Но, с другой стороны, если ребенок растет в атмосфере полной вседозволенности, он может стать неуправляемым и иметь большие проблемы в общении с другими детьми и взрослыми.

Придумайте правила, которые помогут ребенку отказаться от своих неадекватных желаний. Например, скажите ему, что машинка не может завестись, пока другие игрушки разбросаны по всей комнате. Или: коляска не поедет, пока ты не наденешь шапку.

Упрямство — это только форма характера, а не его содержание. Большинство родителей при встрече с упрямством ребенка, думают, что они потеряли контроль над воспитанием и инстинктивно реагируют гневом. Но вместо борьбы за власть, не лучше ли направить его энергию так, чтобы сила духа и воля ребенка принесли ему пользу?

свернуть

Как делать ребёнку замечания с добротой

Зачем говорить ребёнку что-то грубо или раздражённо, если всё это можно выразить добрыми словами, превратив в весёлую игру? Вот список замечательных советов, которые помогут вам делать замечания с доброжелательностью и улыбкой, не обижая малыша.

  1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать!» скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!»
  2. Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт» обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
  3. Вместо грубого: «Убери за собой» произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…»
  4. Вместо рассерженного: «Не мешай!» сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.»
  5. Вместо недовольного: «Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть» примирить с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?»
  6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!» поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»
  7. Вместо злого: «По попе захотел?» выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас уши и шею намылю?»
  8. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!» неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»
  9. Вместо нудного: «Сколько раз повторять» сказать таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали».
  10. Вместо недовольного: «Руки помыл?» предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?»
  11. Вместо принудительного «Быстро пошли домой!» предложить: «Ой, а где мы живем? Покажи, а то мама забыла. Я, кажется, заблудилась – отведи меня домой!»

И главное – чаще напоминайте себе: своё плохое настроение от каких-нибудь ссор (если что-то не получилось; болит голова; а, может, просто не выспались – да много ещё чего может быть) никогда не перекладывать на ребенка.

свернуть

Игра - это очень серьезно, но и весело!

1Детство – уникальный период человеческой жизни. Человечество
лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части
человеческой жизни, а не просто ее преддверия. Ребенок обладает своими
специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации
о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе
прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического развития ребенка.
Что нужно, чтобы ребенок играл? Ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, образ мира. Чтобы ребенок научился играть, общаясь с родителями и другими детьми. Ему нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства. И внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка как сама же игра. Игра это очень серьезно, но и весело! Играйте с детьми.

Спонтанная игра это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый.

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.  По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.

Ребёнок должен получать удовольствие от игры игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами:  грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей. Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:

  • Наличие роли.
  • Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно инициированной деятельности).

Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.

Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.

Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в спонтанную. С другой стороны, игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.      Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто мотивы и цели ставит взрослый, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.      Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри спонтанной игры. Ведь только так спонтанная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться. Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий – способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в спонтанной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.     Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент.  Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Я ищу знания, потому что они нужны мне. А учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.

Сегодня специально организованные игры или развивающие игры вытесняют из спонтанную игру. Если ребенок играет с детьми старшего возраста, картина меняется. За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не способен.

Что же самое, самое главное, какие «заповеди» развития детской игры важно помнить родителям?

Первая ребенку должно быть хорошо в семье, чтобы он, чувствуя постоянную ласку и понимание, стремился бы к родителям, как источнику интереса к жизни во всем ее доступном для него многообразии.

Вторая знания ребенка об окружающей его жизни, людях, природе, технике, о сказках и былях должны соответствовать масштабу его возможностей пустить все эти знания в игру. Именно в игре ребенок расправляет крылья своих способностей. В игре он творец.

Третья для хорошей игры нужна хорошая игрушка: магазинная, народная, самодельная; многообразие предметов, которые могут в игре быть всем, что задумано ребенком. Детская игровая фантазия требует опоры, места и материала для развития; играйте с ребенком и его друзьями.

свернуть
поделиться в: